Создание рифмованных текстов с детьми старшего возраста (в условиях логопедической группы)

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

                                                         Орлова Т. Ю.

  воспитатель  МДОУ ЦРР д/с № 108, г.Миасс

Создание рифмованных текстов с детьми старшего возраста

(в условиях логопедической группы)

Дошкольное детство – это освоение детьми русской речи во всём её многообразии. Дети чувствуют ритм языка, узнают разные эмоциональные характеристики, грамматические формы и так далее. Сложнее это происходит с детьми, у которых имеются нарушения речи. Ребёнок должен захотеть самостоятельно осваивать язык в его многообразии. Игра словом, игра понятиями, игра ритмом часто самоценны, так как преследуют не столько смысловые цели, сколько задачу создания такой смысловой атмосферы, в которой маленькому ребенку будет удобно и комфортно.                                                                                                                                                                         В нашей группе дети с общим недоразвитием речи, то есть у них нарушены все компоненты речи. У ребят бедный словарный запас как пассивный, так и активный, дефекты произношения, в речи много аграмматизмов, нарушен фонематический слух. Проанализировав эти проблемы, мы пришли к выводу, что именно стихотворная форма будет способствовать обогащению словаря, развитию фонематического слуха, умению чувствовать художественную выразительность слова.

В своей книге "Азбука стихов" М. Шварц правомерно заметил: "Писать стихи – не сложно. Главное – понять, как они устроены. А когда вы поймете, как устроены стихи, почувствуете их ритм, музыку, услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение - вы увидите, что писать стихи не так уж сложно". На наш взгляд, стихи – это дружная компания слов, которые очень подходят друг к другу, как хор или оркестр. Они подпевают друг другу, одно слово поет то же, что и другое. Получается – созвучие, рифма.

Павленко Л.Ф, Абязова Э.А. работая над проблемой обучения детей словообразованию, рифмованию, подбору описательных характеристик объекта, ещё в 90-х годах 20 века доказали возможность обучения детей составлению стихотворных текстов.

Опираясь на этот опыт, мы поставили цель: использовать приёмы рифмования для активизации речи детей с ОНР. Начиная работу по данной проблеме, нами была изучена литература и определены этапы работы.

В качестве подготовки мы стали использовать следующие словесные игры.

1.  «Доскажи словечко». Воспитатель читает стихотворение - загадку, а дети должны назвать отгадку рифму.

2.  «Чистоговорки». С помощью этой игры дети учатся подбирать рифму к звукосочетанию.

3.  «Складные картинки». Дети подбирают картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

4.  «Склад – несклад». Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифмы к нему.

Так же интерес к стихотворчеству развивается через заучивание стихотворений, потешек, небылиц, считалок, скороговорок. Всё это побуждает детей к сочинению собственных рифмованных текстов.

НаI этапе дети вместе с родителями составляли рифмы и подбирали соответствующие картинки. (Этот этап длился примерно 2 недели октября)

Примерно 1 месяц мы работали с кругами Луллия. Подбирали рифмованные слова, составляли двустишья. Работа шла с двумя кругами.

После того как дети научились самостоятельно составлять рифмы, мы добавили третий круг на котором расположили карточку с именем  признака. Дети составляют рифмующуюся фразу. Например: « Жил  кот и был толстый как бегемот».

Когда дети усвоили работу с кругами Луллия и начали включать данные игры в самостоятельную деятельность, мы перешли к третьему этапу,  который заключается в работе с таблицей.

Жил-был

карточка с именем-признаком       

картинка

И был как

карточка с именем-признаком

картинка

Например: «Жил был рыжий кот и был как толстый бегемот».

Данные упражнения способствовали тому, что дети стали чувствовать рифму, у них улучшился фонематический слух, словарный запас стал шире. Дети используют рифмованные тексты в своих играх. В результате нашей работы появилась книга «Весёлые рифмы».

В дальнейшем планируем начать работу по составлению лимериков -  это стихотворение, состоящее из пяти строчек; первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвёртая строчки рифмуются между собой, пятая  - содержит вывод.

Жил да был медведь болотный.

Был он добр, но очень мокрый.

По болоту он ходил,

Всех лягушек подавил.

Вот какой неуклюжий был медведь.

Похожие материалы

Информация о работе