Развитие образной стороны речи у детей 4-5 лет в процессе работы над загадкой

Страницы работы

Фрагмент текста работы

загадка – это не только игра, а и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки  восприятия и использования речи-доказательства, речи - описания. То есть,  составление загадок –

  • это  развитие воображения,
  • формирование положительного эмоционального настроя во время  занятий,
  • создание стойкой мотивации к  языковым играм  и упражнениям.

А.А. Нестеренко предлагает несколько моделей составления загадок детьми.

1. На что похоже? Чем отличается?

2. Какой? Что такое же?

3 Что делает? Что такое же?

4. Название частей? Сколько? На что похоже?

5. Молчаливая загадка (рисунок).

6. Где живет? На что похоже жилище?

7. Где находится? На что похоже? Предмет? На что похож?

8. На противоречия?

9. Где? Когда? Для кого? Свойство? Где? Когда? Для кого? Противоположное свойство?

А.А. Нестеренко считает, что «Задание «опиши яблоко» ничем не отличается от предложения составить загадку, самую простую описательную загадку…Дети не занимаются скучным обобщением давно известных об яблоке истин, нет, они создают нечто новое!» Тем более важно, что есть мотив – сочинить загадку для ребенка, которой болеет, или для мамы, или для помощника воспитателя.

Мы полностью согласны с А. Нестеренко. Только творчество, а не воспроизведение оставит глубокий след в памяти, жизни человека или ребенка. Для него это очень важно: Я САМ нарисовал  необычное, Я САМ придумал, Я САМ сочинил 

Изучив особенности развития наших детей, мы выявили, что они умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, запах, назначение)выделяют частные и существенные признаки предметов и явлений.

Мышление у детей 4-5 лет носит преимущественно наглядно-образный характер.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка их мотивация, схематическое изображение. Внимание детей становится более устойчивым, особенно в играх, но слушание продолжительного пересказа детьми – затруднительно. Четырехлетки воспринимают  предметы в целом, различие же в деталях от них нередко ускользают. Восприятие  сочетается с практическими действиями, и они, как бы, помогают друг другу. Лучше всего воспринимаются и запоминаются предметы действующие. В речи дети чаще используют существительные, глаголы, реже наречия и прилагательные. Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование, нарушают структуру, последовательность.  

Для того, чтобы облегчить четырехлеткам работу по составлению загадок по данным моделям, мы выбрали игры, которые влияют на развитие познавательных процессов, фонетику, лексики, грамматики:

  1.   «Кто знает, дальше продолжает» (желтый, как лимон, солнце и т.д.) Цель: учить подбирать сравнения к объекту.
  2. «На что похоже». Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнению разнообразных систем.
  3. «Где живет?» Цель: учить находить место обитания объекта.
  4. «Части и целое» Цель:  учить определять части у объекта.
  5. «Что умеет делать?» Цель: Формирование умений выделять функцию объекта.
  6. «У меня есть цвет, я могу быть…», «Наоборот».Цель: активизация словаря.
  7. «Изобрази объект». Цель: учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь в проблемной ситуации.
  8. «Скажи по-другому». Цель: активизация словаря синонимами.
  9. «Объясни поговорку, пословицу, фразеологизм». Цель: учить детей давать понятийную характеристику высказывания.
  10.  «Скажи, как я» Цель: учить детей интонационной выразительности, правильно выбирать темп высказывания, дикции.

Наряду с использованием игр в совместной самостоятельной и познавательной деятельности, мы обращали внимание детей на ближайшее окружение

Похожие материалы

Информация о работе