Работа с проблемными ситуациями

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Будникова Н.А.,

воспитатель

Работа с проблемными ситуациями

Третье тысячелетие характеризуется сменой ценностных ориентиров. Успешно может жить и работать человек, который умеет воспринимать и обрабатывать информацию. Последние годы наблюдается активный рост информационного потока. Чтобы качественно подготовиться к жизни в завтрашнем дне, необходимо с раннего детства научиться работать с информацией.

Психолого – педагогические исследования доказывают, что развитием мышления нужно заниматься с раннего  детства. Дети способны очень быстро воспринимать  информацию и анализировать её, применяя при этом знакомые ему способы и методы обработки информации.  Известно, что упущенное сенситивное время в развитии ребёнка, сказывается в дальнейшем на умственных способностях.

Современными психологическими исследователями определено, что основы диалектического мышления закладывается с 4 - летнего возраста. В связи с этим в дошкольных учреждениях стараются создать оптимальные условия для развития у детей основ мыслительных операций диалектического характера. Диалектическим мышлением называют творческое мышление. Продуктом творчества является мыслительный процесс,  производимый ребёнком в процессе в решении задач.

На протяжении всей жизни человек (как взрослый, так и ребёнок) встречает множество проблем. Проблемы разрешаются по-разному, одни разрешаются раз и навсегда, а с другими мы сталкиваемся на протяжении жизни. Часто мы не можем быстро решить свои проблемы из-за неумения посмотреть на них со стороны. Поэтому  необходимо учиться работать с проблемными ситуациями, начиная  с дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте дети находятся у истоков познания мира. И чтобы способствовать развитию мышления, взрослые должны дать им самим справляться с трудностями, на их основе самим чему-то научиться.         

В практике своей работы мы заметили, что дети подготовительной группы к началу учебного года решают предложенные проблемы и проблемные ситуации несколькими способами (2-3), что указывает на недостаточный уровень сформированности умений работать с проблемными ситуациями и как следствие невысокий уровень творческого мышления. У нас возникла проблема, как сформировать высокий уровень творческого мышления у дошкольников с помощью работы над проблемными ситуациями. Наша задача в том, чтобы помочь  детям научиться решать возникающие проблемы различными способами.

Педагогический коллектив нашего детского сада является экспериментальной площадкой. Так как традиционная педагогика не имеет методик обучения с проблемами, поэтому в своей работе с детьми мы использовали методы ОТСМ-ТРИЗ, опыты других педагогов, подбирали ситуации из жизни.

Цель нашей работы – активизировать творческое мышление детей в процессе обучения решения проблемных ситуаций; заинтересовать детей данной работой.

Для этого мы проанализировали литературу, опыт экспериментальных садов г. Трехгоный, г.Нягань, г.Череповца, г.Ульяновск, г.Челябинска и др.  В ходе режимных моментов детей мы подготавливали к работе с будущей проблеме. Например, проводились опыты, беседы для выявления знаний и жизненного опыта по определенному содержанию, связанному с текстом проблемы.

Успешность решения творческих задач зависело от ранее проделанной  работы. Детям предъявлялась проблемная ситуация и организовывался диалог. В процессе решения задач ход зарисовывался на доске. Дети оценивали полученные результаты и выбирали лучшие по конкретной ситуации (ИКР), где сам объект решал проблему своими силами. Данным способом мы решали разные проблемы. Таким образом, мы собрали копилку проблем по экологии, ОБЖ и сказочным произведениям.

В процессе работы дети познакомились с 9 приёмами решения противоречия.

     

Результатом нашей небольшой исследовательской работы явилось то, что дети научились решать проблемные ситуации, используя разные приёмы; дети заинтересовались сами и заинтересовали этой работой своих родителей. 

Мы поставили новую цель в нашей работе. Она заключена в том, чтобы дети сами научились составлять проблемные задачи.

Похожие материалы

Информация о работе