«ОТСМ – ТРИЗ» – как научная теория, страница 7

4.  технология потока проблем.

Несколько слов об обучении ОТСМ - ТРИЗ

Обучение же любого уровня слушателей, на наш взгляд, нужно осуществляться в последовательности: от технологии «типовое решение» (принцип «так же как»), потом противоречие, АРИЗ, поток проблем и свертка решений.

Если говорить об учебном процессе мы на Мастере в Страсбургском университете начинаем с типовых решений, то есть, проводим прямые аналогии в разных областях знаний. Дальше аналогии на базе противоречий (технических и физических) При этом развивается умение формулировать эти противоречия. Следующий этап - АРИЗ (хотя Альтшуллер сразу давал АРИЗ). Здесь просматривается нелинейность в обучении. Если такой подход не срабатывает не срабатывает, то возникает необходимость работы с потоком проблем, при этом используются предыдущие технологии.

Этот процесс выглядит как фрактал. Когда понимаешь проблему как глубокую, то надо искать глубокие противоречие и они приводят в цепь проблем, тогда идет освоение первого шага – анализа проблемной ситуации и выявление ключевых проблем, которые должны быть решены в первую очередь.

Вначале обучения нельзя начинать с технологии «новая проблема» сразу. Надо готовить слушателей к этому заранее. Тогда у слушателей умение работать по более простым технологиям постепенно свертывается и уходит в подсознание. Необходимо добиваться профессионализма в работе с проблемами, а это значит использование АРИЗ  на автоматическом уровне.

В итоге такого обучения формируется ТРИЗовский стиль мышления. Пример по аналогии: человек, научившись ходить, затем, не задумывается как он ходит, так же и использование технология работы с проблемами – прошедшие такое обучение иногда и не совсем понимают как, каким образом, вышли на сильное решение творческой задачи…

В качестве заключения

При постановке задачи нужна каноническая форма ее описания. Описание проблемной ситуации в описании решения. Метафоричность образа решения добивается средствами выделения имен признаков в конкретном их значении.

При работе с проблемой можно определить такую цепочку: конкретная ситуация – описание проблемы – описание решения – конкретные ресурсы.

Можно определить типы проблемных ситуаций и общий подход к их решению:

·  проблемная ситуация типичная – описание решения по прямой аналогии;

·  проблемная ситуация как веполь – описание решения с использованием стандартов;

·  проблемная ситуация как физическое противоречие – описание решения через приемы разрешения противоречий.

Столкновение с проблемами, которые описываются как поток проблем нуждается в  переходе на междисциплинарный уровень. Для таких проблем нужен анализ. Все проблемы навеяны какой-то первопричиной из-за этого появилось в ОТСМ – ТРИЗ понятие «первопричина проблем».

Технология сети потока проблем – интеграции всех четырех технологий. Она практически имеет структуру АРИЗ. Кратко говоря, фрактальную структуру.

При работе с сетью проблем идет описание проблемы, анализируя сеть по внешнему виду без деталей можем определить ключевую проблему для них выделяем противоречие образует сеть противоречий сеть параметров которые конфликтуют друг с другом. Мы работаем по схеме АРИЗ, но с сетями проблем.

Это современное состояние ОТСМ - ТРИЗ и осмысление направлений по которому оно движется. Это новые горизонты и можно идти дальше.

Технологии обучения современной ОТСМ – ТРИЗ еще не сложились в полной мере. Над этим надо работать и эта наука должна быть несомненно передаваема.

Теория создает инструмент и от пользователя иногда не требуется знаний ОТСМ –ТРИЗ. Но задача наша работы на грани познанного и не познанного. Появляются люди готовые к формализации, мы балансируем между совершенно неформализованного и предельно формализованного.

Мы не ставим задачи работы по разработке инструмента для решения известных проблем и формализации этого. Нам кажется важным работать с неизвестным.

Н. Леонов в своем произведении «Понедельник начинается с субботы» писал о диалоги ученых:

- Зачем решаешь проблему, которая не имеет решения?

- А мне не надо решать проблему, которая имеет решение, надо решать проблемы, которые не имеют решения.