Система работы по обучению детей 5-6 лет описательному монологу и созданию условий для проектной деятельности в условиях логопедической группы, страница 2

·  По командам. 1-2-3 – Глазки (носик, ротик, одежду…) с  предметом сравни, признак назови.

·  У меня есть (…цвет) я могу быть…

·  Теремок.

·  Узнай по описанию

·  Ключевое слово.

·  Аукцион.

·  Пароль.

·  Когда я смотрю на…, то представляю, что…

Творческие упражнения такого типа помогают детям осознать необходимость отбора образных речевых средств, отражающих характерные особенности объектов.

Дети становятся настоящими исследователями, прилагательные перестают быть для них абстракцией, они начинают присваивать себе модель обследования объекта, и параллельно у них активизируется словарь. Основную нагрузку несут предметы-посредники, они, как маячки, указывают детям  направление, структуру, языковые средства для составления  рассказа.

Свои загадки дети  с удовольствием  загадали в  группах  детского сада.

На родительском собрании, где  дети разделились на две команды и представляли свои загадочные коробочки, а затем родители по принципу «так же» составили свои загадки на основе картотеки сокровищ.  

Продолжение: Переход на новый уровень – присвоение данной модели, переход от предметной загадки к беспредметным. (по представлению)

     В процессе работы пополнился  пассивный, полупассивный и активный словарь детей. Дети научились достаточно полно вычленять содержательную сторону объекта, отбирать образные речевые средства (слова-сравнения, слова, обозначающие сенсорные  эталоны и др.), подбирать предметы к ключевым объектам и делать на этой основе сравнения (создана книга  детских загадок), намечать ход развития мысли, соединяя 2-5 микросхемы, определяя их последовательность, на основе обобщенной модели исследования объекта через предметы-посредники, вырос уровень познавательной мотивации детей.  (Появились поисковые вопросы, обогатились игры детей в свободной деятельности, появилось желание самостоятельно обследовать объект и зарисовывать результаты этого обследования). Заложены первоначальные основы стремления  выслушать загадку друга и повторить интересные, удачные сравнения.

Примеры детских рассказов.

У этого Зайчика глазки, как круглые пуговки. Носик, как блестящий, черный «изумруд». Ушки длинные и острые, как мечи. Ротик похож на половинку розового колечка. Лапки у него, как катушечки. Он мягкий, как клубочек коричневых шерстяных ниток. (Максим)

У Зайчика глаза, как темные виноградинки. Носик, как кусочек коричневой замши. Ротик, как тонкая гибкая проволочка. Ушки, как продолговатые листочки. Туловище овальное, похоже на контейнер из-под киндерсюрприза. Задние лапки, как еловые шишечки, а передние, как маленькие цилиндрические бутылочки. Хвостик у него словно комочек ваты. Он весь мягкий, как клубочек. По цвету он светло-коричневый, как желудь. Зайчик серьезный, как ученик в школе. (Никита)

У этого зайчика глаза, словно круглые черные бусинки. Носик, как маленькое розовое сердечко. Уши у него овальные, как петельки. Ротик, словно половина розового колечка. Туловище по форме, как большой огурец. Лапки у него, как карандашики. Хвост округлый. Как пробочка от шампуня. Он по цвету, словно лепесток розы. (Дима)

Примеры детских загадок.

Голова у этого животного округлая, с вытянутой мордой, похожа на бутылку для лака. Туловище у него, как большая подушка, на спине горбы, как два мешка с продуктами. Он покрыт коричневой шерстью, похожей на сушеный ананас. На шее шерсть длинная, спутанная, как лесной мох. Уши по форме овальные, как половинки грецкого ореха. На лапках крепкие, как камешки, копыта. Хвост у него, как коричневый шнурок с кисточкой. Это животное берет питание из своих горбов, как машина горючее из бензобака. (Леша)

Она по форме похожа на земляной орех – арахис. На голове есть глазки. Маленькие и черненькие, как маковые зернышки. Усики – как пушистые кисточки. Челюсти – как острые крючочки. Брюшко у нее мягкое, как тюбик с кремом. По цвету оно черное, как уголь и желтое, как серединка ромашки. На брюшке есть острое, как иголка жало, а на спине – крылышки – мягкие, прозрачные, как полиэтилен. Она живет в домике со своими подругами. Всю зиму они сидят там, как маковые зернышки в коробочке, а весной полетят к цветочкам и зажужжат, как маленькие  вертолетики. (Лера)

Он громадный, как грузовик. По цвету серый, как глина. Ноги у него, как цилиндрические столбы. Глаза похожи на овальные кисточки слив. Когда он бежит, его уши развеваются, как пышная юбочка. Сбоку его морда похожа на ложку. Нос его подвижный, гибкий, как шланг, им он набирает воду и обливается, как из лейки; сильный, как подъемный кран – им он поднимает тяжелые бревна с земли; чувствительный, как термометр – им может «измерять» температуру у детенышей. У него есть бивни, острые и крепкие, как сабли. Хвост похож на веревочку с кисточкой на конце. (Максим)