Система работы по обучению детей 5-6 лет описательному монологу и созданию условий для проектной деятельности в условиях логопедической группы

Страницы работы

Содержание работы

Костылькова Л. Н., Крохина И. Н.

Система работы по обучению детей 5-6 лет описательному монологу и созданию условий для проектной деятельности в условиях логопедической группы.

Развитая связная речь, как уже неоднократно подчеркивалось, – одно из основных условий подготовки ребенка к успешному школьному обучению. Это и в работе с детьми с нормальной речью достаточно сложная сторона воспитательно-образовательного процесса, а  в логопедических группах это давно стало проблемой.

Актуальность нашей работы обусловлена, прежде всего,  структурой дефекта и индивидуальными особенностями детей нашей группы.

Дети с общим недоразвитием 2-3 уровня характеризуются системным нарушением речи (особенно беден словарь прилагательных), отсутствием познавательной мотивации и интереса, творческих проявлений в словесной и продуктивной деятельности. Все это осложнено грубым нарушением звукопроизношения по дизартрическому типу, поведенческими сдвигами  большинства детей группы.

Перед нами встала проблема: Как  разнообразить способы освоения детьми словаря прилагательных.

А. А. Леонтьев высказал предположение о различной психолингвистической природе усвоения существительных, прилагательных и глаголов. При этом, по мнению ученых, тенденции осознания значения слов существительных, прилагательных и глаголов у детей с нормальной речью и у детей с ОНР принципиально  различны.

В частности, дети без нарушений речи при объяснении значения слов используют денотативные признаки (ситуативные признаки описываемого объекта, внешние признаки, непосредственно свойственные объекту, функциональные признаки объекта) лишь в  небольшом  количестве случаев.  У детей с ОНР использование денотативных признаков при определении слова является доминирующим способом объяснения. (Лалаева Р. И., Серебрякова И. В.) При этом,  языковые единицы (имена прилагательные) –  объекты не материального мира, это вызывает у детей с  речевым недоразвитием определенные сложности, следовательно,   для  пополнения и активизации детского словаря, необходимо найти адекватные дидактические средства.

Необходимо создать  условия  для  самостоятельного использования детьми пассивного словаря в словотворчестве. Помогла нам проектно-исследовательская деятельность.

Работа была разделена на два этапа: Подготовительный и основной. Включение исследовательских и игровых мотивов в оба этапа наряду с познавательными, обеспечивает формирование основ интереса к работе.

Подготовительный: 

1. Создание копилок:

- зайчиков (Все дети принесли образные игрушки – зайчиков.)   

- прилагательных (подбирали определения к предметам из сокровищницы, например, пуговица - черная, блестящая, круглая, веточка пихты – колючая, зеленая, пушистая, цепляющаяся, каштан – твердый, темно-коричневый, мятый, округлый, бутылочка – цилиндрическая, гладкая, треугольная, круглая, овальная, сужающаяся, душистая, кожура бобов – легкая, темно-серая, светло-серая, овальная, выпуклая и вытянутая, волнистая, треснутая, хрупкая и т. п. );

- слов-помощников, (как, словно, похоже, как будто бы…)

-  коробочек, (Родители с детьми и педагоги приносили интересной формы коробочки).

- сокровищ. ( Дети, родители, педагоги приносили разные по форме, размеру, цвету… мелкие предметы)

2. Создание картотеки сокровищ.  ( предметов – посредников).

Предметы-посредники способствуют возникновению у детей эмоционально-положительного отношения к объекту и стремление передать собеседнику через речь разнообразие особенностей объекта.

«Сокровища» распределяем по ячейкам в ящике: по материалу, по форме, по размеру, по цвету.

3. Создание картотеки сравнений.

Например, Глаза по цвету черные, как угольки, как горошинки перца; синие, как сливы; зеленые, как травка…

Глаза по форме овальные, как косточки слив, как половинки грецкого ореха...

Нос, как розовое сердечко, кусочек коричневой замши, сморщенный шиповник,  клубничка, ватный шарик… и т. д.

Основной:

1.Выведение обобщенной модели исследования объекта:

1.  Взять объект, не называя его.

2.  Выделить нужные части.

3.  У этих  частей исследовать и назвать значения признаков.

4.  Найти данное значение у других предметов в картотеке.

5.  Сделать сравнение.

6.  Рассказать о ключевом объекте через предметы-посредники.

 2. Продуктивная деятельность:

- Книга детских загадок, составленных вместе с родителями под руководством педагогов.

- Книга детских рассказов описательного типа.

- Устное творчество детей.

- Рисунки к загадкам.

- У каждого ребенка есть своя загадка в коробочке

В ходе работы на подготовительном и основном этапах мы использовали творческие задания и упражнения типа:

·  На что похоже (по цвету, по форме, по материалу…)

·  Найди такой же… (по цвету, по форме…)

·  На наших зайцев погляди, все глазки по цвету (размеру…) опиши.

Похожие материалы

Информация о работе