Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 26

Воспитатель

Дети

Шаг 1 Текст задачи

Мама у Красной Шапочки напекла пирожков и хотела ими угостить бабушку в соседней деревне, но знала, что Красная Шапочка может пострадать

- Какая проблема может быть у мамы?

- Если она отправит с пирожками дочку, то Красная Шапочка может пострадать

Шаг 2Выделение конкретной задачи

- Мама должна угостить бабушку пирожками и сохранить свою дочку.

- Как ей это сделать?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3Формулировка противоречия

- Если  мама пошлет Красную Шапочку с пирожками к бабушке                        то (+)

но (-)

- Если  мама не пошлет Красную Шапочку с пирожками к бабушке                        то (+)

но (-)

- Соединяем два (+)формулируем противоречие

- Мама угостит бабушка пирожками

-Красная Шапочка может пострадать

-Красная Шапочка не пострадать

-Мама не угостит бабушку пирожками

- Как маме угостить бабушку пирожками и чтобы Красная шапочка не пострадала

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Бабушка угощается и при этом Красная Шапочка не страдает

- Бабушка угощается пирожками и при этом Красная Шапочка не страдает

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у мамы?

- Пойти Красной Шапочке к бабушке с большой собакой (объединение с другой системой)

- Пойти Красной Шапочке к бабушке в полдень,  когда волк спит (ресурсы времени)

- Пойти Красной Шапочке по полю вокруг леса (пространство)

- Дать Красной Шапочке большую корзину с пирогами, чтобы накормить волка (подсистема)

- Бабушке самой придти в гости на пирожки  (наоборот)

Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию?

- Но вот беда у бабушки больные ноги и некому ей помочь

- Сформулируйте новую задачу 

- К бабушке (наоборот)

- Как бабушке самой придти на пироги с больными ногами, когда ей некому помочь

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

-

-Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту мы предъявили претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

- Как маме угостить бабушку пирожками, но чтобы  Красная Шапочка не пострадала

- Бабушка угощается пирожками и при этом  Красная Шапочка не страдает

- К бабушке (наоборот)

- Как бабушке самой придти на пироги с больными ногами, когда ей некому помочь

Тема: «Как бабушке поливать цветы в засушливое лето и чтобы вода из колодца не убывала»

Задачи: учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий; развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований;

формировать коммуникативные качества.

Оборудование:  пособие по решению проблем «Осьминог», доска, мел.

Технологическая карта решения творческой задачи

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

У Бабушки в саду было много цветов. Лето выдалось засушливое. В колодце осталась вода только на еду

- Какие проблемы могут быть у бабушки?

- Если бабушка будет поливать цветы колодезной водой она будет исчезать

Шаг 2Выделение конкретной задачи

- Как бабушке поливать цветы, чтобы они не засохли, и чтобы вода в колодце не убывала

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3Формулировка противоречия

- Если бабушка будет поливать цветы из колодца,                                                 то (+)

но (-)

- Если бабушка не будет поливать цветы из  колодца,                                                 то (+)

но (-)

- Соединяем два (+) и сформулируем противоречие

-Она польет цветы

-Вода из колодца будет убывать

-Вода из колодца не будет убывать

-Она не польет цветы

- Как бабушке поливать цветы и чтобы вода из колодца не убывала

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Надо полить цветы и  чтобы вода в колодце не убывала

- Бабушке надо полить цветы и  чтобы вода в колодце не убывала

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у бабушки?

- Поливать цветы использованной водой

- Собирать росу и поливать цветы

(ресурс окружения)

- Подождать дождя

(ресурс времени)

- Купить воду для еды в магазине

(объединение с другой системой)

- Привозить воду с реки

(ресурсы пространства)

Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию?

- Но вот беда, как только бабушка подходит к магазину он закрывается на учёт

- Сформулируйте новую задачу

-К объединению с другой системой

(покупать воду для еды в магазине)

- Как бабушке покупать воду для еды в магазине и чтобы он не закрывался на учет

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявили  претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

- Как бабушке поливать цветы, чтобы они не засохли, и чтобы вода в колодце не убывала

- Надо полить цветы и  чтобы вода в колодце не убывала

- К объединению с другой системой

(покупать воду для еды в магазине)

- Как бабушке покупать воду для еды в магазине и чтобы он не закрывался на учет