Оценка уровня удовлетворенности персонала: Инструкция, страница 2

РСС/Рабочий

 
 


Каждый сотрудник получает для заполнения Анкету «Исследование уровня информированности и удовлетворенности персонала» (Приложение А).

4.3 Обработка данных анкетирования

4.3.1 Заполнение таблицы

Анкета, используемая при проведении исследования, состоит из утверждений, объединенных в 7 различных тем:

– охрана труда и промышленная безопасность,

- качество,

- производство,

- затраты,

- персонал,

- окружающая среда, направление РУСАЛ бизнес-система.

В ходе опроса его участники должны выразить степень своего согласия с каждым из приведённых утверждений по 5-бальной шкале (см. таблицу 2).

Таблица 2

Категорически

не согласен 

 1

Не согласен

2

Нейтральная

позиция

3

Согласен

 4

Полностью

согласен

5

4.3.2 Данные из анкет заносятся в таблицу следующим образом: напротив номера вопроса (столбцы таблицы) ставится балл ответа – 1, 2, 3, 4, 5 который соответствует номеру отмеченного квадратика (ответа). Отмечая поочередно указанные в анкете ответы, заполняется строка таблицы, которая соответствует первой анкете. Аналогичным образом заносятся результаты всех последующих анкет. Если ячейка с ответом осталась не заполненной, то напротив этого вопроса ячейка остается пустой.

После занесения информации из всех анкет, необходимо подсчитать средний балл по каждому вопросу (см. таблицу 3), а затем, по каждой группе вопросов (ОТ и ПБ, Качество, Производство, Затраты, Персонал, Окружающая среда, Направление Русал Бизнес-Система) и общий балл удовлетворенности сотрудников. Результат опроса в баллах может быть переведен в %. Правило для перевода следующее: 5 баллов – это 100% удовлетворенности, соответственно ваш процент рассчитывается исходя из полученного балла.

Необходимо помнить, что процент отражает, на сколько удовлетворены сотрудники всем происходящим, а не процент удовлетворенных сотрудников. Например, итоговый балл 3,5, что соответствует 70% удовлетворенности сотрудников. Это означает, что персонал удовлетворен на 70%,  а не то, что 70% сотрудников удовлетворены всем происходящим.

Номер вопроса

анкеты

 


Т

Среднее

значение по столбцу

 

Среднее значение по вопросу

 


Таблица 3 - Пример подсчета набранных баллов

4.4 Графическое представление результатов обработки данных

После обработки данных необходимо представить в графическом виде «Результаты исследования уровня удовлетворенности персонала» (Приложение Б). На графике в виде столбчатой диаграммы представляются результаты по каждому вопросу всех тем и итоговый балл по подразделению.

4.5 Анализ результатов  и разработка мероприятий по улучшению.

После обработки данных опроса необходимо проанализировать полученные результаты. По результатам анализа на основе полученных данных разрабатывается Программа мероприятий по улучшению уровня удовлетворенности сотрудников с установлением сроков и ответственных за их исполнение (см. Приложение В).

В разработке мероприятий по улучшению участвуют ответственные в дирекциях по направлениям,  РСС, бригадиры и другие представители подразделения. Из графиков с результатами опроса будет видно, какие направления и позиции являются «слабыми» местами и где необходима разработка мероприятий по улучшению уровня удовлетворенности сотрудников. «Слабыми» называются позиции, оценка которых 3 балла и ниже. Программа мероприятий по улучшению уровня удовлетворенности сотрудников включает 5-7 таких вопросов с установлением сроков и ответственных за их исполнение и вводится в действие приказом Управляющего директора (см. Приложение Г)

Для позиций, оценка которых 4,5-5 баллов необходимо продолжать проводить (при необходимости разработать) мероприятия для поддержания на соответствующем уровне удовлетворенность сотрудников. В Программу по улучшению уровня удовлетворенности сотрудников включается  не более 2-х таких вопросов.

Пример: На графике (см. Приложение Б) видно, что самый низкий показатель имеет вопрос №5 из раздела «Персонал», который звучит как: У меня есть стимул работать более эффективно. Средний балл 2,43 означает, что персонал не согласен с тем, что у него есть стимул работать эффективно, т.е у него нет стимула или он есть, но не понятен, явно не выражен, не знают о нем и т.д. Следовательно, для улучшения ситуации необходимо проанализировать существующую систему мотивации и поощрений, если она есть, понять, почему она неэффективна и дает сбой, или, если системы нет, то необходимо её разработать и внедрить.

4.6 Обработка, анализ и сравнение результатов последующих опросов.

Обработка результатов последующих опросов проводиться таким же образом, как и при проведении первого опроса.

На графике помимо результатов последнего проведённого опроса необходимо показать результаты предыдущего опроса.

После обработки данных опроса необходимо проанализировать полученные результаты в сравнении с результатами предыдущего опроса. Алгоритм анализа показан в «Схеме анализа результатов опроса» (Приложение Д).

4.7 Отслеживание выполнения программы и визуализация результатов 

Графическое представление результатов опроса и программа действий размещается на информационном стенде «Процесс непрерывных улучшений» согласно Стандарта по «Визуализации» (п. 7.2.1) ответственным от подразделения за ведение и актуальность этого стенда.

Выполнение Программы отслеживается на Совещание по РБС и реализации проекта "Система управления производством", на ежемесячных собраниях в коллективах подразделений. Ход реализации программы доводится по системе информирования до всего персонала подразделения и завода.