Рабочая программа учебной дисциплины "Организационное поведение" (Содержание и структура дисциплины. Список контрольных вопросов)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Почему Хоторнские исследования оказались столь значительным историческим вкладом в изучение организационного поведения?

Тема 2. Личность в организации

Интеллектуально-психологические свойства личности. Динамические особенности психики. Темперамент и его физиологическая основа. Поведенческие характеристики каждого типа темперамента.

Базовые свойства личности. Характер, черты характера. Психологические типы характера по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости. Наиболее значимые акцептуации характера. Способности как психофизиологические свойства личности. Общие и специальные способности. Интеллект как символ обучения всему новому. Направленность личности. Экстраверты и интроверты и их поведенческие характеристики. Нейротизм как эмоциональная стабильность личности. Самосознание, самопознание, самовоспитание, самооценка. Адекватность самооценки.

Типология личности. Трехкомпанентная структура поведения личности. Тип «мыслитель», тип «собеседник», тип «практик» их структурные составляющие. Типология личности по Джону Голланду. Его метод выбора типа карьеры. Типология телосложения по Кречмеру (атлетик, астеник, пикник).

Поведенческие особенности каждого типа. Сочетание возрастных периодов жизни человека с пиками карьеры. Использование в работе менеджеров основ психогеометрии.

Вопросы для проведения семинара:

1.  Какое отношение имеет личность к организационному поведению?

2.  Что такое установки? Каковы три основные характеристики и три компонента установок?

3.  Что подразумевается под «удовлетворенностью трудом»? Каким образом она связана с установками?

4.  Базовые свойства личности. Основные типологии.

5.  Некоторые люди считают, что чрезмерное внимание к индивидуальным различиям может вызвать хаос в организации. Вы согласны с этим? Почему

Тема 3. Руководство, лидерство, власть, влияние, авторитет руководителя.

Феномен руководства. Две основные функции руководства. Содержание и элементы деятельности локомационной функции.

Содержание и элементы деятельности когерентной функции. Лидерство (определение, значение).

Основные теории лидерства («Теория черт.» Ситуационная теория. Синтетическая теория.)

Руководство и лидерство, основные различия.

Руководитель и его влияние на персонал организации. Власть руководителя в организации. Баланс власти достаточный для обеспечения достижения целей организации. Основа власти и основные потребности исполнителя: Основные формы власти (классификация основ власти). Власть, основанная на принуждении (влияние через страх.) Власть основанная на вознаграждении. Законная (традитационная) власть. Эталонная власть (влияние с помощью харизмы). Экспертная власть (влиянию через разумную веру). Формы влияния побуждающие к активному сотрудничеству исполнителей. Приемы влияния путем убеждения. Как построить беседу с исполнителем. «Кружки качества» и другие организационные структуры.

Авторитет руководителя в организации. Две основы авторитета (два фактора, влияющих на его формирование). Научные концепции и суждения по проблеме авторитета Честера Барнарда и Герберта Саймона. Основные стили руководства. Характерные особенности присущие авторитарному, демократическому, либеральному и кооперативному стилям руководства. Необходимость для эффективного руководства сочетания элементов различных стилей. Типы руководителей, их отличительные особенности и характеристика.

Эффективный уровень руководства для каждого типа руководителей. Модели современного руководителя. Факторы успешной деятельности руководителя. «Решетка менеджмента». Основная цель и методика построения.

Вопросы для проведения семинара:

1.  Основание власти в организации. Чем отличается власть от влияния?

2.  Основные типы власти. Стратегии завоевания власти в организации.

3.  Практическое упражнение: «Власть и политика». Обсуждение результатов опроса.

4.  Стили лидерства – практикум на ЭВМ.

5.  Деловая игра «Назначение на руководящую должность». Факторы успешной деятельности руководителя.

Тема 4. Управление конфликтами

Конфликты в организации, их сущность, определение, основные характеристики. Конфликтная ситуация. Субъекты конфликта, их взаимодействие, влияние формального и неформального статуса оппонента. Объект конфликта. Основные признаки конфликта: наличие конфликтной ситуации, неделимость объекта конфликта желание участников продолжить конфликтное взаимодействие. Виды конфликтов в зависимости от ряда факторов таких как способ разрешения, природа возникновения, последствия для участников, степень выраженности, количество участников, направленность воздействия. Функции конфликтов: позитивные, негативные. Причины, вызывающие конфликты. Объективные причины и их восприятие личностью или группой. Возникновение конфликта в коллективе (организации). Определяющие факторы возникновения конфликтных ситуаций. Основные стадии развития конфликта. Поведение руководителя в конфликтной ситуации. Роль руководителя в предотвращении  и разрешении конфликта в коллективе. Основные пути разрешения конфликта. Тактика предотвращения конфликтов. Алгоритм разрешения конфликта. Методы управления конфликтами: внутриличностные, структурные, межличностные методы или стили поведения в конфликте, переговоры. Определение стилей разрешения конфликтов по методу К.Томаса – Р.Килменна. Построение и изучение сетки Томаса Килменна.

Девять правил «джентльменского стиля» поведения, которые помогут понять собеседника и достойно вести деловые переговоры, научную дискуссию, предотвращать конфликты. Правила критики и правила восприятия критики. Умения и навыки ведения переговоров. Ведение переговоров в условиях критической ситуации.

Вопросы для проведения семинара:

1.  Каковы основные источники межличностного конфликта?

2.  Как ведут себя группы в конфликтной ситуации? Какие четыре стратегии могут быть использованы для эффективного управления межгрупповым конфликтом?

3.  Ведение переговоров. Правила критики и ее восприятие.

4.  Практическое упражнение: стратегия разрешения конфликтной ситуации («Младший партнер», «Угроза распада»).

Тема 5. Руководитель и стресс

Стресс. Основное понятие, определение стресса и его значение в жизни человека. Два вида стресса по Г.Селье. Отличительные характеристики дистресса и эйфорического стресса. Разрушающее влияние дистресса на организм человека. Основные уровни проявления стресса: субъективный, поведенческий, когнитивный, физиологический, организационный. Причины стресса (стрессоры). Личные стрессоры. Стрессоры в окружающей среде. Модель для изучения стрессоров в коллективе. Исследование американских и отечественных ученых проблемы стресса и его влияния на работу руководителя. Управление стрессами. Мероприятия организационно-психологической направленности: расслабляющий тренинг, изменение стиля работы, повышение мотивационных стимулов, анализ окружающего ролеобусловленного поля и др. Социальные методики расслабления и концентрации: аутогенная тренировка, медитация и др.

Вопросы для проведения семинара:

1.  Определение стресса, его значение для человека. Два вида стресса по Г.Селье.

2.  Что такое общий синдром адаптации? Назовите три его этапа.

3.  Особенности индивидуального восприятия стресса.

4.  Особенности поведения типа А и типа В.

5.  Практические упражнения: анализ причин стресса и методов борьбы с ним («Свободных мест нет», «Излишняя ответственность»).

6.  Опрос: «Оценка собственного потенциала  «сгорания».

Тема 6. Управленческое решение

Процесс принятия решения, его психологическая сущность и структура

Похожие материалы

Информация о работе