Изучение взглядов родителей и учителей на профильную учебу в классах, страница 3

Новосибирск

Н.И.КАЦАН, учитель высшей квалификационной категории, педстаж 25 лет: - Отношение к профильным классам и в школе, и в обществе неоднозначно. И все-таки наша школа включилась в эксперимент по совершенствованию содержания образования. Я работала с десятиклассниками (использовала учебник геометрии 10-11-х классов Атаносяна и других, курс "В"), для которых математика является одним из базовых предметов. Однако следует заметить, что образно-пространственное мышление детей сегодняшней школы находится на низком уровне, недостаточном для профильного класса. В связи с этим необходимо, по моему мнению, данной проблеме уделить как можно больше внимания в курсе обучения геометрии в основной школе. Профильные классы можно вводить, только изменив все школьное образование. Следует отметить и отсутствие четкого разделения профильного и углубленного уровня обучения, по этому вопросу и между учеными нет единого мнения. Идея совершенствования структуры и содержания, создание профильных классов актуальны, но они требуют более четкого взаимодействия всех структур управления, науки, индивидуального сопровождения каждого учителя, более высокого уровня обеспеченности учебно-методическими пособиями, которые еще и не по всем предметам написаны, соответствующего уровня материально-технической базы образовательного учреждения, а главное, стимуляции педагогических кадров. Ведь в эксперименте учителя участвуют бесплатно. Огромное количество анкет по мониторингу, обработку анкет они проводят на чистом энтузиазме. Учителю, вынужденному вести почти двойную нагрузку в школе, приходится удвоить эту нагрузку еще раз в связи с особенностями работы в профильном классе. Кроме того, чтобы осуществить в полном объеме учебные планы эксперимента, необходимо наличие квалифицированных кадров, на переобучение которых нужны огромные деньги и новая концепция высшей школы, которая еще не учит своих выпускников работать по новым учебникам и методикам. Тревожит и тот факт, что эксперимент по введению профильного образования не улучшил здоровья школьников, не произошло разгрузки, уровень напряженности старшеклассников к концу учебного года повысился, и усилились многие другие проблемы.

Екатерина КЛИМОВА, выпускница 2002 года: - Я учусь в классе, специализирующемся на изучении естественных дисциплин. Попала я туда по конкурсу после тестирования и собеседования. Но оказалось, что в нашем классе собрали детей, не прошедших по конкурсу в другие классы, они совершенно не интересовались ни химией, ни межпредметными темами. Преподаватель химии тоже относился к работе без особого энтузиазма, ему в нашем классе было не очень интересно работать. Мое желание стать химиком по мере обучения в этом классе растаяло. И уже летом, не сдав репетиционный экзамен на естественный факультет одного университета, я поступила на отделение рекламы и общественных связей в другой университет. Сейчас я с интересом и успешно осваиваю специальность, о которой я не имела никакого представления. Но мне очень нравится работать с людьми, изучать проблемы коммуникативности, о которых я ничего не знала в школе. И вообще профильные классы могут сузить возможности поиска собственного дела и собственного призвания школьников.

Анна КЛИМЕНКО, врач: - Мне кажется, что создание профильных классов - это возможность создать новую школу, более качественную, более ориентированную на личность. Меня смущает и тревожит лишь то обстоятельство, что сегодня не существует тестов по определению способностей и возможностей личности. А та система, которая была раньше, когда мы учились в школе (отслеживание интересов через кружки, профориентацию, занятия в учебном комбинате), разрушена. Поэтому есть опасность, что в профильные классы будут набирать в соответствии с успеваемостью по профилирующим дисциплинам. А ведь это вовсе не отражает способностей, интересов ученика, здесь слишком много случайностей. Возможно также, что в престижные профильные классы будут поступать только дети богатых родителей, как это происходит сегодня в наиболее престижных гимназиях и лицеях. Поэтому профильные классы надо вводить, мне кажется, как завершение всей перестройки методики преподавания и содержания образования тогда, когда общество экономически и нравственно будет к этому готово.