Изучение взглядов родителей и учителей на профильную учебу в классах, страница 2

Наталья ЗВЯГИНА, учитель истории: - В профильном обучении смысл есть и есть свои положительные стороны. Я имею в виду прежде всего профориентацию и более тесные связи с вузами. У детей возрастают шансы поступить в высшее учебное заведение. Обычно в профильных классах добавляются часы для изучения определенных дисциплин, то есть улучшается подготовка - это один плюс. Второе - дети, еще учась в школе, организованно посещают подготовительные курсы при вузах, идет довузовская подготовка. И третье - у ребят более серьезный настрой на поступление и обдуманный выбор будущей профессии. Но можно выделить и негативные моменты. Я бы сказала, что наблюдается ограничение возможностей в том смысле, что не все вузы и далеко не по всем специальностям готовы сотрудничать со школами. Когда мы учились, у нас был более широкий выбор при поступлении в институт. То есть выпускники почти всех школ были примерно в равных условиях на вступительных экзаменах. А теперь уже сразу смотрят: из профильной ли школы выпускник? То есть заключен ли у вуза договор с этой школой, вели ли там занятия вузовские преподаватели, посещал ли ребенок подготовительные курсы. И если да, то именно таким детям отдается предпочтение. Иногда почти весь класс из какой-то одной школы поступает на определенный факультет, на первый курс того или иного вуза. И в городе уже примерно известно, какая школа для какого университета или академии готовит абитуриентов. А что же делать родителям? Получается, что они, только-только определяя ребенка в школу, уже в принципе должны задумываться о том, куда он дальше пойдет учиться и какую профессию выберет. Но, согласитесь, в первом классе это очень нелегко определить. Тем не менее, на мой взгляд, все эти минусы в сумме гораздо меньше, чем положительный эффект, который дает профильное обучение. Только вводить его надо именно в старших классах, а не с пятого, как это уже кое-где происходит.

КРУГОВ Сергей Николаевич, директор школы N 20: - В принципе я за профильное обучение на старшей ступени. Это дает возможность детям еще в школе получить более четкие представления о своей будущей профессии. У нашей школы заключен договор с Воронежской государственной лесотехнической академией, и дети после одиннадцатого класса поступают на все факультеты этого вуза, кроме экономического. Вопрос в том, что будет после введения единого государственного экзамена, останется ли подобная практика сотрудничества с вузами. Ведь в нашем случае и родители, и дети были заинтересованы в сдаче совмещенных экзаменов, когда выпускники профильных классов имели возможность поступить в академию по итогам таких экзаменов. Теперь, когда объявили, что наша область становится участником эксперимента по ЕГЭ, ко мне приходят родители и спрашивают, что будет с профильными классами и совмещенными экзаменами. Не хотелось бы отказываться от профилизации, потому что именно в таких классах дети получают более широкие знания и подготовку к своей будущей профессии. Каким образом это делается в школе? Например, в образовательной области "Технология" есть предмет "Введение в профессию". Ребята, учащиеся профильных классов, не ходят на занятия в УПК или в мастерские, а на уроках по технологии готовятся к своей будущей профессии. Это один из вариантов.

Елена Константиновна, родитель: - Я не могу однозначно сказать, нужны ли профильные классы. Моя дочь училась сначала в гуманитарном, а в одиннадцатом классе решила, что пойдет поступать на психологический факультет. Хорошо еще, что не на прикладную математику захотела! Это же полная противоположность - гуманитарный класс и математический! В итоге мне, чтобы помочь дочери поступить, пришлось нанимать репетитора, и она еще ходила дополнительно на подготовительные курсы при университете. И я не считаю, что мы перестраховались, ведь сейчас при поступлении требования очень большие. Дочка моя поступила, и это главное. Но я думаю вот о чем: детям в их юном возрасте очень трудно, даже в старших классах, четко определиться в выборе будущей профессии. И вполне возможен случай, когда гуманитарий решит пойти на математический факультет, или наоборот. И что ему делать? Менять профиль, класс? Но он не усвоит всего материала, он же будет сильно отставать! Раньше школа давала как бы более универсальные знания - для всех факультетов всех университетов. А сейчас как-то все это непонятно... Но если бы мы хотя бы в девятом классе знали, что дочь выберет психологию, то наверняка нашли бы школу, где есть профильные психологические классы, и учились бы там. Может, на репетиторе потом сэкономили бы.