Особенности профессиональной деятельности педагога. Профессиограмма. Индивидуальный стиль деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция №1

Особенности профессиональной деятельности педагога. Профессиограмма. Индивидуальный стиль деятельности.

План

1.  Личностные качества учителя

2.  Компоненты педагогической деятельности

3.  Социально и профессионально обусловленные качества педагога

4.  Индивидуальный стиль деятельности

УЧИТЕЛЬ – это воспитатель, наставник, В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

-  потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

-  тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях со взрослыми и детьми, готовности принимать и поддерживать их;

-  понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

-  умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

-  знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

-  способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Профессиограмма учителя. Е.В. Кузьмина, подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная  деятельность распадается на конструктивно-содержательную  (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение учебного процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленный на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выявить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Педагог  - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке

Похожие материалы

Информация о работе