Организация исследовательской деятельности учащихся в сельской школе, страница 2

Юшкова Наталья Александровна, учитель химии МОУ «Арсеньевская средняя общеобразовательная школа» Арсеньевского района

Тема «Использование активных форм обучения на уроках химии». в основе преподавательской деятельности Н.А. Юшковой лежат педагогические технологии, способствующие прочному усвоению знаний по химии каждым учащимся, пробуждению у него интереса к изучаемому предмету через целенаправленный показ практической значимости химии как науки в жизни человека. Формировать у школьников умения правильно обращаться с веществами бытовой химии, со средствами борьбы с вредителями растений и животных, правильного приёма лекарственных препаратов химического производства, выяснения влияния их на организм - одна из задач, которую решает учитель на каждом уроке.

Формирование у ребёнка любого опыта (в том числе и опыта познания) происходит только в его активной деятельности, соответствующей возрастным особенностям и уровню развития школьников. Поэтому в своей педагогической практике Наталья Александровна использует технологии дифференцированного и проблемного обучения. Дифференцированное обучение учитель осуществляет на протяжении' всего образовательного процесса в три этапа. На первом выделяет группы учащихся, отличающихся уровнем усвоения материала на данный момент, работоспособностью и темпом работы, уровнем восприятия, мышления и памятью. На втором составляет и подбирает дифференцированные задания, включающие различные приёмы, помогающие учащимся самостоятельно справиться с заданием или связанные с увеличением объёма и сложности заданий. На третьем осуществляет постоянный контроль за результатами работы.

Самостоятельное выполнение заданий - один из показателей качества обучения. Поэтому самостоятельная работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребёнок трудил- ся над индивидуальным заданием, соответствующим его уровню развития. Если слабому ученику даётся карточка с пояснениями, то сильному - задание отыскать другие способы решения, записать их, сравнить с предыдущими, выбрать лучший вариант решения. Подготовленным учащимся даются задания на опережение.

Осуществляя дифференцированный подход в обучении, НА Юшкова много внимания уделяет работе с одарёнными детьми, поскольку, как утверждают учёные-психологи, талант не существует сам по себе вне конкретной деятельносТи человека, его формирование происходит в процессе обучения и воспитания.

Развитие мышления у учащихся - также одна из целей, которую ставит перед собой Н.А Юшкова, пути достижения которой преподаватель находит в использовании технологии проблемного обучения. Проблемные ситуации создаются учителем и в процессе беседы, и в процессе постановки опыта или экспериментального задания и включаются в структуру урока. Каждый учащийся в классе независимо от подготовки пытается найти свой ответ на вопрос, что при водит К активизации процесса мышления. Развитию мышления способствует и научно-исследовательская деятельность школьников, формами организации которой учитель также владеет.

В методической копилке Надежды Александровны имеется большой набор дифференцированных дидактических материалов, дидактических игр, кроссвордов, конспектов нетрадиционных уроков и др.

Воспитанники Н.А Юшковой на протяжении многих лет занимают призовые места на районных олимпиадах по химии, успешно сдают выпускные экзамены.

8

Миwина Татьяна Николаевна, учитель иностранного языка и информатики МОУ «Студенецкая средняя общеобразовательная школа» Венёвского района

Тема «Индивидуальный подход в обучении иностранному языку». т.Н. Мишина работает в малокомплектной сельской школе.

Большое внимание учитель уделяет индивидуальной работе с учащимися, распределяя задания таким образом, чтобы сильным учащимся доставались задания повышенной трудности.

Учащиеся Студенецкой школы активно участвуют в олимпиадах по французскому языку разных уровней, успешно сдают вступительные экзамены в вузы по иностранному языку. Положительные результаты в обучении иностранному языку достигаются за счёт применения методик саморазвивающего и опережающего обучения, за счёт введения активной внеклассной работы.

Широко применяются в образовательном процессе компьютерные технологии. В ходе реализации федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды» школа получила компьютер, который активно используется для демонстрации мультимедийных обучающих программ. С его помощью создаются компьютерные презентации, например, созданная старшеклассниками презентация «Венёв», а проект «Тулуза» представляет собой попытку использовать материал, найденный в интернете, в своей интерпретации.

В рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса Т.Н. Мишина преподает элективный курс «Страноведение Франции», при прохождении которого учащиеся осуществляют сбор страноведческого материала и оформляют его на основе проектной методики с помощью программы Intel «Обучение для будущего», что имеет не только познавательную ценность для учащихся, но и способствует формированию и совершенствованию практических навыков использования возможностей мультимедийных технологий.

9

6

7

5