Организация исследовательской деятельности учащихся в сельской школе

Страницы работы

Содержание работы

Елистратова Людмила Александровна, учитель истории МОУ «Буныревская средняя общеобразовательная школа NQ 14» Алексинского района

Тема «Организация исследовательской деятельности учащихся в сельской школе».

Организация исследовательской деятельности учащихся в сельской школе сопряжена с целым рядом трудностей: во-п рвых, сельская школа удалена от библиотек, архивов, музеев; вовторых, существуют материальные и транспортные проблемы; втретьих, малокомплектность школ ограничивает отбор учащихся, способных вести исследовательскую работу, к тому же не все родители сознают значимость такого рода деятельности для детей и др.

Многолетний опыт педагогической работы ЛА Елистратовой в сельской школе показывает, что данные трудности преодолимы и исследовательская работа на селе не только возможна, но и при соблюдении определённых условий может быть весьма результативной, для чего необходимы обоюдное (наставника и учащегося) желание работать в данной области, доверительный характер отношений субъектов деятельности, достаточно высокий профессиональный уровень учителя и владение им методикой исследовательской деятельности, осознание учеником общественно полезной значимости его деятельности, трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели, отсутствие поспешности в исследовании.

Организуя исследовательскую работу в школе, учитель руководствуется принципами научности, системности, последовательности. Осуществление исследовательской деятельности проходит поэтапно, т.к. за один год сформировать исследователя невозможно.

Работа начинается с развития познавательного интереса к предмету вообще и творческо-поисковому методу в частности. Это начальный этап деятельности и в него вовлекаются учащиеся 5 - 7 -х классов. На этом этапе в процессе формирования общеучебных умений и навыков выявляются учащиеся, проявляющие

4 живой интерес к истории Родины и своего края. Одна из важнейших задача учителя - уделять пристальное внимание личности каждого ученика, вести поиск индивидуального подхода с целью развития познавательных возможностей. Параллельно этому ведётся активная работа по вовлечению детей во внеклассную деятельность по предмету, способствующую раскрытию творческих возможностей. Так, например, на начальном этапе задания, выполняемые учащимися, носят не исследовательский, а лишь творческо-поисковый характер (составить родословную семьи, выявить интересных людей села и Т.д.).

В 7 - 8-х классах осуществляется постепенный переход ко второму этапу исследовательской деятельности, который условно называется обучающим (или подготовительным). Роль учителя на этом этапе заключается в необходимости сформировать у учащихся исследовательские умения и навыки, среди которых следует отметить умение целенаправленного отбора источников, овладение навыками работы с рекомендованной литературой, умение критически осмысливать материал, чётко и ясно излагать свои мысли, общаться с разными людьми, учиться работать в архивах и музеях и т.д.

На данном этапе учащиеся под руководством Людмилы Александровны начинают процесс создания творческих работ информационно-реферативного и проблемно-реферативного характеров (например, «Наши земляки-декабристы») и выступают с ними на уроках или на занятиях кружка «История родного края».

На 111 этапе работы, собственно исследовательском (в 9 10-х кл.), задача учителя как наставника начинающего исследователя заключается в определении направления и содержания научно-исследовательской работы, Т.е. в выборе темы (предпочтение в Бунырёвской СОШ отдаётся краеведческим темам, т.к. у учащихся сформировано мнение, что изучение малой родины весьма полезно не только в плане развития, но и в плане формирования гражданской позиции личности), в помощи молодому исследователю в отборе имеющейся литературы по теме, в советах по использованию различных источников информации (устной, архивной), музейных экспонатов, в консультировании ученика по вопросам планирования, методики оформления и представления результатов исследования.

Процесс создания научно-исследовательской работы длительный. Он может продолжаться месяцы и даже годы и для ученика состоит из определённых звеньев: сбора информации, её обработки, написания и оформления в соответствии с соблюдением требований, предъявляемых к работам данного типа, и наконец подготовки текста доклада, с которым ученик выступает на конференции или на заседании кружка.

Большое внимание Л.А. Елистратова уделяет этике взаимоотношений. В процессе научно-исследовательской деятельности её ученики - её коллеги, поэтому главной чертой взаимоотношений педагогов и учащихся является взаимное уважение. В этом Людмила Александровна видит главный залог успеха.

Вовлекая учащихся Буныревской средней общеобразовательной школы в исследовательскую работу, Л.А. Елистратова добил ась положительных результатов: значительно возрос познавательный интерес учащихся к истории родного края; школьники среднего и старшего звеньев активно участвуют во всех городских и районных мероприятиях краеведческого характера, на которых занимают призовые места: конкурсы «Знай И люби свой край»: 2001 г. - 11 место, 2003 г. - 11 место, 2004 г. - 1 место, «Алексин на все времена»: 2003 г. - 1 место, 2004 г. - 11 место; Львовские чтения: 2000 г. - 11 место, 2004 г. - 11 место, 2005 г. - 1 место. Активно участвуют школьники во Всероссийском конкурсе «Человек В истории. Россия - ХХ век» (111 место в области за работу «Отечества достойный сын» (2003/2004 учебный год)), в областном конкурсе, посвящённом 180-летию восстания декабристов (11 место за работу «Егнышёвка - родина декабристов Бобрищевых-Пушкиных» (200512006 учебный год)).

Похожие материалы

Информация о работе