План-конспект урока истории в 10 классе на тему: "Русь в конце IX-X веков. Правление первых русских князей"

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

План-конспект урока

Тема: Русь в конце IX – X вв. Правление первых русских князей.

Класс: 10 – «Б»

Учебник: История России с древнейших времен до конца XVII века. Сахаров А. Н., Буганов В. И..

Тип урока: комбинированный.

Учитель:

Предварительные пояснения

В данном уроке необходимо раскрыть постепенное законодательное (по обычному праву) утверждение и расширение княжеской власти. Также целесообразным представляется объединение материалов правления первых князей с параграфом 6 учебника, посвященном правлению Станислава. Это объединение можно легко осуществить, если в центре урока будет находиться таблица. Кроме того, необходимо отметить, что в материалах учебника Сахарова, параграфы 4-6 недостаточное внимание уделяется социально-экономической жизни древнерусского государства. Между тем, термин "феодализм" активно и бесспорно применяется как главная характеристика оснований средневекового общества как в Западной Европе, так и в Восточной. Это понятие, за некоторыми модификациями, утвердилось в среде и западных, и отечественных историков. Структурированию многочисленных событий, изложенных в параграфе 5-6 учебника, может помочь уже упомянутая таблица. Можно использовать ее в любых вариациях, в том числе и сокращенно. Возможно также предложить построить весь урок как самостоятельную работу по Рубрикам таблицы, в конце лишь обобщив основные выводы из нее.

Цели урока

Обучающая цель – Осветить тенденции и динамику развития древнерусского государства. Остановится на особенностях правления княгини Ольги (крещение, реформы) и князя Святослава (перемещение главной заботы на внешние завоевания).

Развивающая цель – ученики должны уметь определить на основе самостоятельной работы с учебником и заполнения таблицы основные направления политики первых русских- князей. Воспитательная цель – способствовать на примере реформ княгини Ольги формированию либеральных взглядов.

Методическое оснащение:

-  карта «Международное положение и внешняя политика СССР (1921—1941 гг.)»;

-  карточки с вопросами для индивидуальной работы;

-  графические изображения И. В. Сталина, М. М. Литвинова, А. Гитлера.

Литература

1.  Абдулаев Э. Н., Морозов А. Ю., Сухов В. В. Задания и тесты по отечественной истории // История. 1995. № 38.

2.  Гимпельсон Е. Г, Голуб П. А. и др. – М.: Советская энциклопедия, 1987.

3.  История России с древнейших времен до конца XVII века. Сахаров А. Н., Буганов В. И..

4.  Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история / Сост. Елманова Н. С., Савичева Е. М. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Основные понятия (фиксир. на доске):

Уроки, смерды, погосты, холопы, закупы, челядь, тиуны, отпущенники

Даты (фиксир. на доске):

907г., 911 гг. - походы Олега на Константинополь. Договоры Руси с греками. 917-945 гг. - правление князя Игоря. 945 г. _ убийство князя Игоря. 957 г. - посольство княгини Ольги в Константинополь и ее крещение. 962-972 гг. - правление Святослава. 967-971 гг. - походы Святослава на Дунай. 972 гг. - гибель Святослава.

Ход урока

1.  Проверка домашнего задания. (15 – 20 минут).

Учитель раздает карточки с заданиями пятерым ученикам.

Во время того, как пятеро учеников выполняют задания по карточкам учитель проводит опрос у доски.

2. (4-7 мин) Работа с таблицей по тексту учебника до с.54. См. дополнительные материалы.

3. (5 мин) Необходимо подчеркнуть, что главными целями деятельности князей, как явствует из таблицы, были следующие: а) постоянное за крепление собственной власти и взимания дани с подвластных территорий восточнославянских и финно-угорских племен; б) расширение территории за счет включения в состав земель на востоке, однако их подчинение выражалось лишь в дани и союзнических обязательствах в случае войны в) установление взаимовыгодных условий договоров с могущественнейшим государством Византией, выход к Черному морю и создание плацдарма для него в приморских землях; г) установление дипломатических отношений с государствами. Поскольку основной метод осуществления этих целей - военный и насильственный, это свидетельствует о том, что Русь была сильным государством и обладала хорошими воинскими ресурсами Поскольку роль дружины при князе была очень велика.

4. (8 мин) Подчеркнуть, что главными итогами деятельности князей:

Похожие материалы

Информация о работе