Крестовые походы (Проект урока по истории средних веков в 6 классе)

Страницы работы

Содержание работы

Тема:   Крестовые походы.

Исходные факторы урока:

·  6 класс городской средней общеобразовательной школы;

·  высокий уровень мотивации учебной деятельности (носит внешний характер);

·  количество учеников в классе 24 (10 мальчиков и 14 девочек);

·  высокая активность на уроке;

·  детям привычен авторитарный стиль  общения;

·  во внеклассной деятельности проявляют только с классным руководителем;

·  большая часть детей из благополучных, материально обеспеченных семей.

Общедидактическая цель урока:

Охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников. Показать роль Католической Церкви как вдохновителя и организатора этих походов.

Цель урока на языке наблюдательных действий:

·  ученик называет основные понятия темы (крестовый поход, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден);

·  ученик выявляет причины крестовых походов (отсутствие свободных земель, затяжной голод, неурожаи, эпидемии в Европе, цель – завоевание стран Востока и подчинение их Папе Римскому);

·  ученик перечисляет состав участников крестовых походов (духовенство, феодалы, рыцари, итальянские города);

·  ученик называет повод к началу крестовых походов (захват турками-сельджуками христианской святыни – г. Иерусалим);

·  ученик определяет последствия крестовых походов и причины неудач;

·  ученик определяет самый результативный крестовый поход;

·  ученик оценивает роль Католической Церкви как вдохновителя и организатора крестовых походов.

Методы обучения, применяемые на уроке

по источнику получения знаний:  словесный (объяснение, беседа), наглядный (карта, атлас, таблица, схема), печатно-словесный (учебник), проектический (заполнение таблицы).

по характеру познавательной деятельности:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

визуальные:  таблица "Хронология и результаты крестовых походов", схема "Духовно-рыцарские ордена", карта "Крестовые походы", атлас;

печатно-словесные:  учебник "История средних веков" (авторы Е.В.Агибалова, Г.М.Донской) 6 класс М., Просвещение, 2004 г.

Тип урока: комбинированный

План:

1.  Организационный момент

2.  Проверка домашнего задания

3.  Переход к изучению новой темы

4.  Изучение нового материала

·  причины крестовых походов

·  крестовые походы

·  духовно-рыцарские ордена

5.  Закрепление изученного

6.  Итог урока

7.  Домашнее задание

ЭтАП урока

Действия учителя

действия ученика

время

1

2

3

4

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

Здороваюсь с учащимися, добиваюсь тишины в классе.

Разрешаю сесть за парты.

Вызываю дежурных, чтобы отметить отсутствующих.

Прошу напомнить домашнее задание.

Проверка домашнего задания проводится двумя способами:

1)  5 учащихся работают с карточками;

2)  с остальными проводится фронтальный опрос.

Вопросы для фронтального опроса:

1)  Назовите причины раскола Христианской Церкви на Католическую и Православную;

2)  Охарактеризуйте основные различия между Католической и Православной Церковью;

3)  Назовите причину борьбы между светской и духовной властью. Чем она завершилась?

4)  Раскройте источники богатства Церкви;

5)  Раскройте причины и формы борьбы Католической Церкви с еретиками.

Учащиеся успокаиваются

Учащиеся садятся.

Дежурные называют  отсутствующих и напоминают тему домашнего задания: "Католическая Церковь: путь к вершине

Учащиеся получают карточки (5 человек).

Содержание карточек

1) Дайте определение следующим понятиям: инквизиция, монашество, индульгенция.

2) Какое событие произошло в данное время:

а) 1054; б) 800; в) 500.

3) Охарактеризуйте основные источники  накопления богатств Католической Церковью.

Учащиеся отвечают на вопросы

Примерные ответы учащихся

1) Стремление Папы Римского оказывать влияние на народы Восточной Европы и Балканского полуострова, которые подчинялись патриарху Византии.

2) Различия между Церквями один из учащихся выписывает на доске в виде таблицы, которую разбирали на предыдущем уроке:

Различия между Церквями:

Западная

Восточная

- богослужение на латинском языке;

-запрещено вступать в брак всему духовенству;

-священники брили бороды, выстригали волосы на темени.

- богослужение на греческом языке;

-запрещено вступать в брак только монахам;

- не брили бороды, не выстригали волосы.

3. Церковь была единственной сплоченной организацией, поэтому Папа вмешивался в дела всех государей и подчинил своей власти почти всех европейских королей.

4.Источники богатства церкви: церковная десятина; продажа  индульгенций, плата за обряды: продажа церковных должностей.

5.Недовольство еретиков отходом священнослужителей от Священного Писания отвергали церковные обряды и плату за них. Один из наиболее сильных учащихся обобщая ответы одноклассников дает ответ на вопрос:

"роль католической церкви в средневековом обществе".  (Имеет большое влияние в 11 -13 веках, является единой организацией, папа римский подчиняет своему влиянию большинство государей Европы, светская власть ниже церковной).

1-2 мин.

3.Переход к изучению                      новой темы.

4. Изучение нового материала

5. Закрепление изученного

6.Итог урока.

7. Домашнее задание

Выслушиваю ответы учащихся, корректирую их при необходимости. Проверяю знание понятий: ереси, еретики, инквизиция, католическая церковь христианская церковь.

Вводное слово: "Ребята мы с вами выяснили, какую роль играла Католическая Церковь в средневековом обществе – это была не только духовная организация, но и политическая сила в Европе. Сегодня мы поговорим с вами о Крестовых походах" и о Церкви, которая являлась их организатором. Записываю тему на доске.

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1)  Причины крестовых походов;

2)  Крестовые походы;

3)  Духовно – рыцарские ордена.

Рассказ учителя: Вследствие захвата турками-сельджуками большинства арабских владений в том числе Иерусалим – христианскую святыню. Это вызвало переполох в христианском мире. Император Византии Алексей обратился к папе Римскому за помощью в борьбе с иноверцами.

18 ноября 1095 г. в г. Клермоне  папа Урбан II  произнес речь. Посмотрим ее содержание с. 116

Т.о. учащиеся при помощи учителя подходят к выяснению причин крестовых походов

(при помощи наводящих вопросов:

- к кому обращена речь Папы;

- к чему призывал Папа;

- что обещал Папа).

Задаю учащимся проблемный вопрос: "Исходя из того, что мы обсуждали и уже знаем о роли Католической Церкви в средневековом обществе, давайте попытаемся выяснить истинные причины крестовых походов.    

Перед учащимися ставятся следующие проблемные вопросы:

- почему в XI веке возникло это движение и стало массовым;

- почему феодалы стремились к богатствам восточных стран;

- почему феодалы стремились увеличить свои доходы.

Т.о. формулируются причины крестовых походов:

1) Желание западных феодалов и Папской области приобрести новые владения и увеличить свои доходы;

2) Желание Пап распространить свою власть на новые государства и страны.

Сделаем вывод о составе участников крестовых походов.

Продолжаю: "Итак, поводом для крестовых походов стали 2 события:

1) Захват малой Азии и Палестины турками-сельджуками. В 1071 г. они захватили Иерусалим: прекратился доступ к святым местам.

2) Обращение императора Византии Алексея к Папе Римскому с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами.

По второму вопросу учащимся предлагается таблица "Хронология и результаты крестовых походов", где указана дата, состав участников, цели, направление, результаты.

Перечисляю последствия крестовых походов:

-нежелание участвовать в них;

-улучшение с/х;

-рыцари могли служить по найму;

-войны с мусульманами были очень тяжелы;

-итальянцы добились права торговать с Востоком.

Добились ли европейцы целей, поставленных перед началом походов?

Для изучения третьего вопроса учащимся предлагается схема:

Духовно-рыцарские ордена


тамплиеры                                           тевтонцы    

госпитальеры              другие

Рассказ учителя: с 1100 по 1300 гг. в Европе образовалось 12 духовных орденов.

Цель образования: для обороны и расширения владений крестоносцев. Состав: монахи-рыцари.

После прослушивания сообщений перед классом ставятся проблемные вопросы:

-с какой целью и как были созданы духовно-рыцарские ордена?

-какую роль они сыграли в государствах крестоносцев?

На этом этапе проводится актуализация знаний, полученных на данном уроке в форме беседы по следующим вопросам:

1. Назовите причины крестовых походов.

2. Почему Католическая Церковь была организатором и вдохновителем крестовых походов.

3. Перечислите духовно-рыцарские ордена, назовите цели их создания.

При проведении беседы акцент делается на собственное мнение учащихся.

4. Как вы думаете, почему в крестовых походах принимали участие все слои средневекового общества.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с темой "Крестовые походы", которая тесно связана с предыдущей темой "Католическая Церковь: путь к вершине". Давайте сделаем вывод: добились ли участники крестовых походов поставленных целей.

Выставляются оценки учащимся, работающим на уроке.

Дети получают домашнее задание: §17, вопр.1, 2, 3.

Заполнение таблицы:

1 вариант (девочки)

Участники походов

Цели походов

Результаты походов

1. Католическая Церковь

2. Короли, крупные феодалы.

3. Рыцари.

4. Города

5. Крестьяне

2 вариант (мальчики)

Последствия крестовых походов

Для народов Западной Европы

Для народов Востока

Учащиеся записывают тему "Крестовые походы" в тетрадь

Учащиеся открывают учебники и читают (один читает вслух)

Учащиеся анализируют содержание речи

Примерные ответы:

- речь Папы обращена ко всем слоям общества;

- призывал выступить против иноверцев;

- обещал богатство и прощение грехов.

В ходе беседы учащиеся приходят к выводу: основные причины крестовых походов – стремление западных феодалов и католического духовенства захватить богатые восточные страны.

В тетрадь учащиеся записывают определение:

"Крестовые походы – это военные экспедиции, или военно-колониальное движение, западноевропейских феодалов против мусульман".

Примерные ответы:

- отсутствие свободных земель для феодалов;

- труд крестьян не удовлетворял их потребностей;

- торговля с Востоком (привоз оттуда предметов роскоши)

- в Европе эпидемии, падеж скота, неурожаи.

Учащиеся без труда называют: духовенство, крестьяне, рыцари, феодалы.

При помощи таблицы и атласа учащиеся показывают:

-место разгрома крестьян в Нике 1096г.

-захваченную территорию после Первого крестового похода;

-направления походов;

-определяют районы восстаний против крестоносцев;

-Латинскую империю.

Учащиеся показывают самый результативный крестовый поход.

Учащиеся при помощи учителя приходят к выводу, что европейцам крестовые походы стоили неоправданно больших жертв. Поставленных целей они не достигли (завоевание стран Востока).

Учащиеся переносят схему в тетрадь

На прошлом уроке 3 учащихся получили задания подготовить сообщения о наиболее известных орденах (тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден).

Учащиеся рассказывают о духовно-рыцарских орденах (1-2 мин).

Прослушав информацию учителя и одноклассников, учащиеся отвечают на проблемные вопросы, определяют роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев.

Примерные ответы учащихся:

Духовно-рыцарские ордена смогли накопить богатства, расширить свои владения, участвовать в торговых и финансовых сделках, следовательно, ордена представляли собой сплоченную силу крестоносцев. Ордена вступали в отношения между собой и феодалами, что привело в итоге к ослаблению государств крестоносцев.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, применяя полученные знания на данном уроке, и высказывая свое мнение. 

Один из наиболее сильных учащихся делает вывод: европейцам крестовые походы стоили больших жертв. Поставленной цели – завоевание стран Востока – они не достигли.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник и тетрадь

Дома учащиеся выполняют заполнение таблицы

20 мин.

10 мин.

3-4 мин.

Похожие материалы

Информация о работе