План-конспект урока на тему: "Рыночные отношения в современной экономике"

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

План-конспект урока

Тема: Рыночные отношения в современной экономике..

Класс:

Учебник: Человек и общество. Боголюбов Л. Н.

Тип урока: комбинированный.

Учитель:

Предварительные пояснения

Предлагаемая схема урока может быть дополнена и несколько изменена. Для проверки того, как усвоено изученное на занятии, можно использовать иные вопросы и задания, в том числе тестового типа. С рассказом О'Генри «Трест который лопнул» ученики знакомятся предварительно дома.

Цели урока

Обучающая цель – ученики должны усвоить то, что рынок и рыночная экономика не хаотичный и дикий процесс, а определенный тип отношений, контролируемый гос-вом, имеющий характерные закономерности своего существования..

Развивающая цель – на примере рассказа О'Генри «Трест который лопнул» уметь выделять важнейшие признаки понятия «рынок», самостоятельно разграничивать понятия «монополия» и «конкуренция», делать выводы о характере нерегулируемого рынка. Воспитательная цель – воспитание на примере рассказа О'Генри «Трест который лопнул» стремления ребенка к самостоятельности, предприимчивости; профилактика асоциального поведения.

Методическое оснащение:

-  Рассказ О'Генри «Трест который лопнул»;

-  карточки с вопросами для индивидуальной работы;

Литература

1.  Боголюбов С. Н. Человек и общество. – М., 1999.

2.  Гимпельсон Е. Г, Голуб П. А. и др. – М.: Советская энциклопедия, 1987.

3.  О'Генри «Трест который лопнул» (любое издание).

4.  Пятецкий Л М. История России для старшеклассников и абитуриентов. ХХ век: Учебное пособие. М.: Московский лицей, 1996.

Основные понятия (фиксир. на доске):

-  рынок;

-  предложение;

-  спрос;

-  цена;

-  рынок труда;

-  рынок капитала;

-  рынок информации;

-  банк;

-  конкуренция;

-  монополия;

-  регулирование;

Ход урока

1.  Проверка домашнего задания. (5-7 минут).

Учитель раздает карточки с заданиями пятерым ученикам по § 33.

Во время того, как пятеро учеников выполняют задания по карточкам учитель проводит опрос у доски по вопросам в конце параграфа.

2.  Объяснение нового материала.

Цель нашего сегодняшнего урока – понять, что такое рынок, выделить его основные признаки, охарактеризовать систему рыночных отношений, раскрыть суть монополий и конкуренции, найти признаки рыночных отношений в рассказе О'Генри.

Далее следуют объяснения преподавателя подтеме «Что такое рынок?», в конце которого ученики пытаются проиллюстрировать теоретический материал (признаки рыночных отношений, закономерности функционирования рынка) на примере рассказа О'Генри «Трест который лопнул» (напр. спрос на алкоголь).

После раскрытия общих черт рынка и рыночной экономики можно приступить к изучению проблемы конкуренции и монополии. Попутно с объяснениями учителя, ученики делают записи в тетради. После объяснений ученики приводят примеры из рассказа.

Следующий пункт о регулятивной роли государства можно разобрать при помощи самостоятельной работы класса с учебником. Ученики самостоятельно изучают пункт параграфа. Затем учитель задает вопрос: Как же гос-во может регулировать процессы, происходящие в рыночной экономике? Ответы детей корректируются преподавателем, ключевые моменты фиксируются в тетради.

Последний путь параграфа целесообразно представить в виде лекции.

Вот ее краткий план:

1.  Краткий исторический экскурс в экономическое состояние страны  кона 80-х – начала 90-х гг.

2.  Основные направления перехода России к рынку.

3.  Социальная цена перехода нашей страны к рынку.

Т. о. переход к рынку в России не завершен и по сей день.

3. Закрепление

Для закрепления используются записи, сделанные в тетради, вопросы в конце параграфа.

4.Текущий контроль усвоения знаний.

Для его осуществления могут быть использованы различные вопросы по тексту параграфа.

Похожие материалы

Информация о работе