Земство и школа в Тульской губернии во второй половине XIX века. К.Д.Ушинский: жизнь и основные труды

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПЛАН.

I.  Введение.

II.  Основная часть

1.  Земство и школа в Тульской губернии во второй половине XIX века.

2.  К. Д. Ушинский: жизнь и основные труды.

III.  Заключение

ВВЕДЕНИЕ

После падения крепостного права в России с развитием промышленности, транспорта, связи, торговли, да и сельского хозяйства, повсюду требовались достаточно подготовленные, грамотные люди. С этим приходилось считаться господствующим классам. Сеть школ в стране, в том числе и в Тульской губернии, в эти пореформенные годы заметно расширяется. Если в 1861 г. в губернии было 109 начальных школ, то через 20 лет после земской реформы, в 1884 г. таких школ, главным образом земских, стало уже 601. На роли земств в системе «народного образования» того времени и хотелось бы остановиться особенно.

ЗЕМСТВО И ШКОЛА В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

Итак, органы местного самоуправления земства, начавшие свою работу в Тульской губернии в декабре 1865 - феврале 1866 года, занимались вопросами и нуждами местного хозяйства Кроме этого, законом им вверялась забота о народном образовании и здравии, хотя эти функции не считались обязательными.

В 60-е годы XIX века в Тульской губернии стали организовываться земские школы и формироваться самая многочисленная группа служащей в земстве интеллигенции - земские учителя.

Однако связывать просвещение народа исключительно с земством было бы неправильным. Традиции обучения крестьян появились значительно раньше, чем возникли земские учреждения. Если профессиональной медицинской помощи в русской деревне до введения земств действительно не было, то земская школа возникла не на пустом месте. И именно она стала самым распространенным типом начального образования во второй половине XIX - начале XX века. Каким же образом это произошло?

В 1867 году школы Министерства государственных имуществ были переданы земству Согласно закону о земских учреждениях 1864 года (статья 2. § 17) им предоставлялось право участия в народном образовании преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, определенных этим законом. Учебная же часть этих школ должна была оставаться в ведении Министерства просвещения. Земства имели право строить новые помещения для школ, нанимать для них здания, закупать оборудование и учебные принадлежности, учебники, приглашать на службу учителей, платить им жалованье, но не могли вмешиваться в учебный процесс.

Тульское земство собственных зданий для школ строило мало, в большинстве случаев нанимало здание под школу, вступая в контакте сельским обществом, обговаривая с ним все вопросы. Сельское общество брало на себя определенные обязанности: завоз дров на зиму, ремонт помещения летом.

Земская школа - основной тип сельской начальной школы. В маленьких деревнях она располагалась в обычной крестьянской избе.

Большинство таких школ не отвечало самым минимальным санитарно-гигиеническим нормам. В больших же селах земская школа размещалась в довольно просторных и объемных зданиях, чаще одноэтажных, более приспособленных для школьных нужд.

Случалось, что школы строили частные лица и передавали их земству. Так, в 90-е годы, в разгар тяжелейшего голода, охватившего губернию, земские деятели либерального уклона Р.А.Писарев, В.А.Бобринский, Г.Е.Львов не только организовывали в своих уездах бесплатные столовые и кормили голодающих крестьян и их детей, но еще и строили школы. Около 80% средств земского бюджета шло на содержание помещений

Похожие материалы

Информация о работе