Восстание 10 августа 1792 года и установление республики. Национальный конвент и борьба монтаньяров с жирондистами до 2 июня 1793 года, страница 15

Стремлению крупной буржуазии к безудержному обогащению Робеспьер и Сен-Жюст стремились противопоставить идеал демократической республики мелких и средних собственников без крайностей нищеты и роскоши. Одно из важнейших средств осуществления этого идеала они видели во введении религиозно-нравственного культа «Высшего существа». Декрет о новом культе был принят Конвентом 7 мая. Основное содержание новой религии состояло в почитании «республиканских добродетелей», среди которых значились свобода, равенство, скромность, бескорыстие, простота нравов, патриотизм и т. д. Робеспьер в голубом фраке, с букетом из цветов и колосьев сам возглавил праздничную церемонию в честь «Высшего существа». Буржуазия встретила этот культ с плохо скрываемой иронией. Он не имел успеха и среди народных масс.

Робеспьер и Сен-Жюст настояли на принятии Конвентом закона от 10 июня 1794 г. об упрощении судопроизводства, отмене предварительного допроса и упразднении защиты по делам, подлежащим ведению революционного трибунала. Закон этот давал правительству средства усилить террор и в отношении «новых богачей», и в отношении «крайних» якобинцев. Число арестов и казней резко возросло. Одновременно усилилась скрытая оппозиция в Конвенте против Робеспьера и режима якобинской диктатуры.

Социально-экономическая политика якобинского правительства не удовлетворяла беднейшие слои населения. Осуществление вантозских декретов оказалось невозможным вследствие сопротивления защитников крупной собственности в самом Конвенте и в Комитетах общественного спасения и общественной безопасности. Максимум арендной платы в деревне введен не был. Надзор за соблюдением максимума цен на продовольствие ослабевал. Положение рабочих и беднейших ремесленников ухудшалось. Большое недовольство деревенской бедноты вызвала мобилизация поденщиков на сельскохозяйственные работы. 23 июля был введен максимум заработной платы для поденных рабочих. Эти меры ослабляли социальную опору якобинской диктатуры среди народных масс.

Контрреволюционный переворот 9 термидора (27 июля 1794г.).  Большинство членов Конвента принадлежало к новой буржуазии, нажившейся в ходе революции. Режим якобинской диктатуры они рассматривали как вынужденный и сносили его только под напором народных масс и из страха перед возможностью реставрации феодальных порядков в случае вторжения армий коалиции. Победа у Флерюс устранила страх перед внешней опасностью. Давление народных масс на Конвент к лету 1794 г. уже ослабло. Коммуна Парижа, секции, клубы и народные общества утратили прежнее значение.

В этих условиях буржуазия желала восстановить неограниченную свободу обогащения, ликвидировать режим революционной диктатуры и террора, угрожавший спекулянтам и другим крупным собственникам. Зажиточное крестьянство уже не нуждалось более в якобинской диктатуре для защиты своей собственности от посягательств роялистов и не было заинтересовано в сохранении якобинского правительства. Победы армий Конвента вновь пробудили завоевательные стремления буржуазии к захвату левого берега Рейна и созданию вдоль границ Франции зависимых от нее республик. Для осуществления всех этих целей «новые богачи» желали низвергнуть правительство якобинцев во главе с Робеспьером, Сен-Жюстом и Кутоном, стоявшими за ограничение крупных капиталов и заключение мира без завоеваний.

В июне—июле 1794 г. значительная часть монтаньяров, ранее поддерживавшая якобинскую диктатуру, объединилась с «болотом» Конвента.

Якобинский блок разваливался. В недрах Конвента стаж складываться контрреволюционный заговор.

Многие заговорщики — Тальен, Фрерон, Баррас и другие — были типичными «новыми богачами», 'искавшими наживы и наслаждений, разбогатевшими за время революции на спекуляциях, хищениях и лихоимстве, пользовавшимися террором в целях карьеры и личного обогащения. Их отличала готовность на любое злодейство и кровопролитие ради власти и наживы. Продолжение революционного террора грозило им гильотиной.

Участие в заговоре ряда членов Комитета общественного спасения и Комитета общей безопасности, в том числе и Карно,. руководившего армией, крайне ослабило позиции Робеспьера и его сторонников. Их опорой оставался Якобинский клуб, но он уже не внушал «новым богачам» прежнего страха. К заговорщикам примкнули и некоторые «крайние» якобинцы, не разобравшиеся в целях главных заговорщиков, но недовольные казнью Эбера и Шометта и боявшиеся за свою участь.