Восстание 10 августа 1792 года и установление республики. Национальный конвент и борьба монтаньяров с жирондистами до 2 июня 1793 года, страница 11

Входившие в робеспьеревский Комитет общественного спасения представители самой решительной части монтаньяров опирались на Якобинский клуб, проводили наиболее революционные мероприятия под прямым напором Коммуны Парижа, революционных клубов и народных обществ. Якобинцы удовлетворили многие требования народа. Якобинская диктатура оказалась возможной только в результате народного восстания 31 мая — 2 июня. В готовности, хотя и под давлением народа, пойти в решающий момент на удовлетворение ряда народных требований и на расправу плебейскими методами с врагами революции заключались величие и героизм якобинцев, сделавших якобинскую диктатуру высшим этапом французской революции конца XVIII в. Режим якобинской диктатуры сложился в условиях ожесточенной борьбы с внутренней контрреволюцией и революционной войны. Якобинцы проводили буржуазно-демократические мероприятия гораздо последовательнее, чем этого хотела умеренная часть буржуазии. Диктатура якобинцев опиралась на наиболее революционную часть средней и мелкой буржуазии, на крестьянство и отчасти на плебейские массы города и деревни, хотя выразители чаяний плебейства не были представлены в якобинском правительстве, а некоторые из них подверглись репрессиям. Но народные низы города и деревни через Коммуну Парижа, клубы и народные общества часто вынуждали Конвент и Комитет общественного спасения выполнять их требования, и тем самым они фактически принимали участие в управлении государством.

Антикатолическое движение. Декрет о свободе культов. Контрреволюционная деятельность церкви и большей части духовенства вызвала среди народных масс Парижа и других городов сильное антикатолическое движение и карательные меры. Многие не присягнувшие конституции священники были высланы или арестованы. Антимонархический и антикатолический характер имел революционный календарь, введенный декретом Конвента в октябре 1793 г. За начало летосчисления, или новой эры, принимался день провозглашения во Франции республики (22 сентября 1792 г.). Месяцы делились на декады и получили новые названия по характерной для них погоде, растительности, плодам или сельскохозяйственным работам1. Воскресные дни упразднялись. Вместо католических праздников вводились революционные и празднование дня декады.

Коммуна Парижа вела политику «дехристианизации» и в ноябре 1793 г. запретила отправление католического культа. Шометт и Эбер пытались ввести светский рационалистический «культ Разума». На празднике этого культа в соборе Парижской богоматери «Разум» изображала актриса в голубом платье с красной повязкой на голове.

Закрытие католических церквей вызвало недовольство крестьян и значительной части горожан, находившихся под влиянием религии. Оно дало пищу контрреволюционерам для новых нападок на якобинцев, чем и воспользовались правительства коалиции. Робеспьер понял эту опасность и в декабре добился принятия Конвентом декрета о свободе религиозных культов.

Политика якобинцев в вопросах науки, образования, культуры и быта. Французская революция дала мощный толчок прогрессу науки, образования и культуры. Вместо разнообразных единиц меры и веса, представлявших во Франции остатки средневековья, Конвент 1 августа 1793 г. принял декрет о введении метрической системы, получившей международное значение. 18 декабря того же года был издан декрет о бесплатном обязательном начальном образовании. Якобинский Конвент в 1794 г. принял решение о создании высшей Нормальной школы для математических и естественных наук и высшей Политической школы. В Лувре был учрежден Национальный музей. Королевская библиотека была превращена в Национальную библиотеку и т. д. Революция охватила область литературы и искусства. Создавались революционные пьесы, песни и гимны, был учрежден Национальный институт музыки, заложивший основу Парижской консерватории. Широкое развитие получила революционная живопись на гражданские, политические и военные темы. В искусстве преобладал буржуазный классицизм. Большое впечатление на современников производили массовые гражданские церемонии и процессии во время революционных праздников. Высокого совершенства достигло политическое красноречие. Наиболее прославленными ораторами якобинцев были Робеспьер и Дантон.