Программа курса "Историография истории средних веков" (Пояснительная записка. Содержание курса), страница 9

Концепция двух революций, аграрной и индустриальной (К. Чиппола. Экономическая история. 1962). Понятие «городская революция», «торговая революция» XI в., не затронувшая основательно экономики общества. Дж. Вольпе о средневековье, соединившем две силы: военную (монархия) и моральную, духовную (христианская церковь).

Концепции романо-германского континуитета (Л. Мюссе, Э. Се-стан), византийского континуитета, кризиса феодализма в XIV в., неороманизма. Э. Сестан: романизм как историческая формация с общим политическим, юридическим и духовным базисом. Романизм - источник образования французской и итальянской наций.

Концепция Р. Ван Дюльмена о Реформации, соединившей религиозный радикализм с социальными требованиями. Объяснение реформационного движения кризисом средневековой системы и культуры. Главное содержание - религиозный протест против носителя средневековой культуры - церкви.

П. Тубер о динамизме феодального общества, о содержании социальных структур, о значении географического, политического и исторического факторов в эпоху средневековья.

Школа историков-марксистов ГДР (60-80-е гг.). Ученые ГДР о динамике социально-экономического процесса и связи его с политической структурой в каролингский период. Исследования по аграрной истории XIV-XVI вв. Гейнц, Паннах о социальной дифференциации крестьянства, влиянии городов и товарно-денежных отношений на аграрные отношения в Мейсенском округе, анализ политики аппарата окружного управления.

Дискуссии по проблемам городских народных движений XIV в. и раннебуржуазной революции XVI в. в Германии. Э. Вернер и новая оценка классовой сущности восстания чомпи. Концепция непрерывного поступательного экономического развития итальянских городов в XIV-XV вв.

История средневековой Германии в трудах И. Хермана. Концепция образования общины-марки в процессе феодализации. Теория раннего меровингского феодализма. Исследования в области древнегерманского эпоса и истории скандинавских народов (А. Хойслер).

Современная историография Великобритании. Идейно-политическое противоборство ведущих направлений исторической науки Великобритании: консервативного и либерального. Стремление либеральных историков (Э. Карр, Дж. Пламб, Дж. Барраклоу, С. Поллард) к обновлению и возрождению идеи прогресса в истории (связь этого понятия с научно-техническим и хозяйственным ростом, совершенствованием экономических и социальных отношений). В области методологии - возврат к принципам позитивизма, многофакторного объяснения исторического процесса. Консервативная историография (X, Тревор-Роупер, Дж. Элтон, Дж. Китсон Кларк и др.) против превращения истории в разновидность социальной науки. Утверждение идеи «автономии истории» и уникальности исторического метода. Демократическое направление в историографии. Роль марксистской историографии в разработке проблемы социально-экономической истории, истории классовой борьбы и создании направления «новой социальной истории» (Э. Томпсон, Дж. Рюде, Э. Хобсбоум, Р. Хилтон, К. Хилл). Использование опыта британской исторической социологии. Возникновение британской социально-антропологической истории, вобравшей лучшие традиции национальных научных школ. Интерес «социальной истории» к проблемам «народной культуры», трактуемой очень широко как система разделяемых абсолютным большинством общества понятий, представлений, ценностей, верований, символов, ритуалов, но имеющих и множество региональных вариантов и различий в соответствии с социальным статусом, профессиональными занятиями, общим образовательным уровнем ее носителей. Труды К. Томаса, А. Мак-фарлейна, П. Берка, Д. Креси и др. Связь исследований «народной реформации» и «народной религии» с исследованиями особенностей идеологии различных социальных слоев и интеллектуальной гегемонии господствующих классов. Дальнейшая разработка «новой социальной историей» проблем локальной истории, имеющей вековые традиции в историографии страны. Роль лестер-ской школы локальной истории, основанной У. Хоскинсом и Г. Финбергом, в исследовании социальных организмов локального уровня, создании коллективных портретов и биографий локальных общностей. Работа «Запустение города: Ковентри и городской кризис конца средних веков» (Кембридж, 1979) Ч. Фитьяна-Адамса — нынешнего главы лестерской школы локальной истории -образец исследования «локальной антропологически ориентированной социальной истории». Рассмотрение в ней истории города сквозь призму смены поколений, ритмов повседневной жизни, 'социально-культурных явлений. Труд К. Райтсона «Английское общество в 1580-1680 гг.» о крупных социальных сдвигах XVI-XVII вв., вызванных демографическими, экономическими, культурными и административными изменениями в национальном масштабе.