Программа курса "Историография истории средних веков" (Пояснительная записка. Содержание курса), страница 10

Монографические исследования по истории раннесредневеко-вой Европы. М. Динсли (Англия). История средневековой Европы в период 476-911 гг. Культурнр-политическая проблематика, фундаментальное использование широкого круга источников.

Научные труды К. Виоланте (Италия) по истории средневекового христианства. Проблемы клюнийского монашества, ересей XI в., организационной структуры церкви, жизни клира, итальянской политики германских императоров. Изучение экономических и социальных аспектов истории церкви в XI—XIII вв., ересей в городах и контадо Италии в XI-XIII вв. А. Борст. Исследование истории средневековой культуры, религии, еретических движений. Исследование Ж. Верлиндена «Рабство в средневековой Европе» (в 3 т. Брюгге, 1955; Гент, 1977). Концепция эволюции института рабства в серваж в период с VI по XV в. Сравнительно-исторический и синхронный методы изучения проблемы.

Р. Амбелен. Новые гипотезы и версии о важнейших исторических явлениях средневековья, о частной жизни выдающихся монархов, психологические характеристики исторических деятелей.

Жак Ле Гофф. Изучение особенностей средневековой цивилизации. Концепция столкновения языческой культуры и христианского духа. М.Л.В. Лестнер. Комплекс работ об интеллектуальном наследии поздней античности. М. Штёкли. Изучение формирования феодальной этики. Исследование нравственного идеала женщин раннего средневековья (VII-X вв.) - Мюнхен, 1957.

Л. Ровелли. Концепция непрерывного развития индивидуальности, свободы и личной активности. Р. Шпрандель об элементах культуры в средние века. Изучение социальной психологии, восприятия времени, природы, понимания причинности, соотношения чувственного мира со сверхчувственным. Аспекты народной культуры в трудах П. Больони (директор Института средневековья при Монреальском университете в Канаде).

Исследования по проблемам эпохи Возрождения в Европе. Противоречивые оценки исторического значения и места Ренессанса в истории культуры средних веков. Концепция непрерывности культурно-истолического развития средневековой Европы (эпоха Возрождения как продолжение средних веков — И. Хёй-зинга, Нордстрём). Концепция Ренессанса XII в. (Мак Айлуэйн). Концепция упадка средневековой культуры в эпоху Возрождения в связи с утратой религиозности (Маритен, Жильсон, Торн-дейк). Философско-историческая трактовка гуманизма как новой идеологии в трудах Э. Гарэна. Теория гражданского гуманизма и его кризиса во второй половине XV в. Бэренс о синтезе двух культурных эпох, преемственности культурных традиции, взаимовлиянии художественных школ. Концепция рецепции гуманистической культуры. Барон о кризисе раннего итальянского Возрождения. Дж. Саитта. Концепция прогрессивного переворота в идеологии, перехода от средневекового мышления к рационалистическому, развития свободного итальянского духа. О. Бенеш об особенностях Северного Возрождения. Д. Дитце о четырех регионах ренессансной культуры: 1) Италия, Франция, Германия, Англия; 2) Скандинавия; 3) Испания, Португалия, Нидерланды;

4) славянские страны.

Актуальные проблемы современной историографии. Духовная жизнь в эпоху средневековья. Личность и общество. Нравственные аспекты деятельности, влияние психологического фактора на исторические явления. Историческая демография. Изучение статуса женщины в средние века (Д.Херлих - США, Р. Фоссье -Франция). Политико-правовая сущность средневековых институтов, деятельность центральной и местной администрации. Проблемы становления и сущности западноевропейской цивилизации. Народная культура и уровень обыденного сознания. Индивидуально-групповая психология. Изучение ее по содержанию церковных проповедей, по элементам народных преданий, по образам художественной литературы и изобразительного искусства, по характеру поговорок, пословиц.