Общение детей со взрослыми в процессе учебной деятельности, страница 2

Для отечественной психологии свойственно ощутимое внимание к проблематике процесса учебной деятельности. Проблемы и вопросы, возникающие в учебной деятельности впервые были освящены еще Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, А. Дистервегом, а в нашей стране - К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым, Л. С. Выготским, А. С. Макаренко. [6]

В середине XX века определилась психологическая теория учебной деятельности, которая является научным приоритетом России. Ее разработали - Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. Они определили новейшую проблему в теории обучения - видоизменить объект деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета, при решении задач учебной программы обобщенными способами действий. Они особо подчеркивают, что каждый учащийся имеет индивидуальные, личностные и деятельностные особенности. То есть, каждый человек обладает особенными задатками (индивидуальными, типологическими предпосылками), определенными способностями, умственной деятельностью, самооценкой, работоспособности. Непосредственно присутствуют особенностью исполнения определенной деятельности (например, планирование, организация, точность)[7].

Проблемы, которые возникают в процессе учебной деятельности не остаются в стороне, а активно рассматриваются и исследуются разными авторами.

3. Значение совместного общения детей и взрослых через учебную деятельность

Недостаток общения взрослого с ребенком, по мнению многих специалистов, ведет к различного рода нарушениям. В одном случае к формированию задержки психического развития, в других к педагогической запущенности.

Линия формирования непосредственного общения взрослого с ребенком реализовывается в направлении от наиболее простой формы к наиболее сложной форме. Только в речевом общении взрослого с ребенком, развивается культуры речи и мышление ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия), его сопричастность к родному языку (И. А. Зимняя), заключающему в себе драгоценный духовный и нравственный потенциал.[8]

С самого раннего возраста, ребенок изучает окружающий его мир и предметы. Ему по-прежнему нужны теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого постепенно становится недостаточно. У него возникает потребность в определенном сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в свежих впечатлениях и активности, может быть осуществлена в общих действиях со взрослыми. В таком положении, ребенок и взрослый человек, выступают в роли как организатор и помощник, совместно манипулируя предметами, осуществляют все наиболее сложные действия с ними. Взрослый своим примером показывает, как можно работать с различными вещами, как их применять, открывая перед ребенком новые качества, которые он сам не может обличить.

Постепенно с взрослением ребенка, появляются первые вопросы: «почему ?», «зачем ?», «откуда ?», «как ?»,- возникает новый период в формировании процесса общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно - познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок переходит за существующие рамки наглядности, в которой до этого момента были сосредоточены все его основные интересы. Теперь его интересует все его окружающее пространство: как выстроен новый для него мир природных явлений и человеческих отношений ? И основным источником для получения информации, эрудитом, сведущим все на свете, становится взрослый человек.[9]