Общение детей со взрослыми в процессе учебной деятельности

Страницы работы

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Воздействие процесса общения на развитие ребенка. 4

2. Теории учебной деятельности в психологии. 6

3. Значение совместного общения детей и взрослых через учебную деятельность. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 12


ВВЕДЕНИЕ

Жизнь каждой личности полна разного рода контактами и взаимодействиями с другими индивидами. Постоянная нужда в средствах общения – это одно из самых существенных человеческих потребностей. Самые трудные моменты переживания человека связаны с постоянным одиночеством, некоторой отверженностью, непониманием другими людьми.

Общение – это один из главных факторов общего психического формирования ребенка. Только в непосредственном контакте со взрослыми людьми может быть усвоено детьми правила поведения, взаимоотношений, общественно исторический опыт человечества.

Цель данной работы – показать процесс общения детей со взрослыми через учебную деятельность.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть воздействие процесса общения на развитие ребенка.

2. Проанализировать теории учебной деятельности в психологии.

3. Раскрыть значение совместного общения детей и взрослых через учебную деятельность.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Воздействие процесса общения на развитие ребенка

Общение можно определить как определенная психологическая категория. Существует множество разных определений и понятий «общения», связанных с разными подходами и точками зрения на данную проблематику. Общение может быть условием человеческой деятельности, и одна из главных потребностей индивида. Общение - это вид психической деятельности индивида и определенная система взаимоотношений человека к социуму.

Общение – это достаточно сложный, многоплановый процесс становления и формирования контактов между индивидами. Этот процесс порождается потребностями коллективной деятельности и содержит обмен информацией, разработку целостной стратегии взаимодействия, восприятие и постижение другого индивида.[1]

Строение процесса общения распределяется на выделение трех взаимосвязанных граней данного процесса: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

- Коммуникативная сторона – процесс непосредственного общения, который заключается во взаимном обмене информацией между индивидами.

- Интерактивная сторона - общение заключается в организации взаимодействия между людьми, то есть в обмене знаниями, идеями, но и действиями.

- Перцептивная сторона – это непосредственное общение через процесс восприятия друг друга партнерами по общению и определение на этой основе взаимопонимания.[2]

Психическое и эмоциональное формирование ребенка начинается с прямого общения со взрослыми. Это основной вид социальной деятельности, который появляется в онтогенезе и за счет которого ребенок приобретает нужную для его личного формирования информацию.

Под общением, в данном случае, понимается информационное, экспансивное и предметное взаимодействие, в процессе которого осуществляется, проявляется, формируется межличностное взаимоотношение. В процессе общения определяются установленные взаимоотношения. От самого характера отношений ребенка с окружающим миром, во многом зависит от того какие точно личностные качества у него сформируются на определенный момент.[3]

Общение – одно из главных компонентов общего эмоционального развития ребенка. Только непосредственно в контакте со взрослыми людьми возможен процесс усвоения детьми общественного и исторического опыта социума.

Отсутствие контакта в виде общения с ребенком, приводит к определенным последствиям: как свидетельствуют многочисленные исследования, находясь лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как живой организм полностью сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем личном психическом развитии. Достоверными являются факты, которые свидетельствуют о том, что было недостаточное общение или полное его отсутствие, отрицательно сказывается на формировании эмоциональной сферы развития детей.[4]

Поэтому можно сделать вывод, что общение в любом возрасте, является востребованной функцией человека. При общении развивается множество психологических и физиологических связей, что положительно влияет на жизнедеятельность индивида.

2. Теории учебной деятельности в психологии

Учебная деятельность - довольно неоднозначное понятие. Можно определить три основных определения данного понятия, общепринятые и в психологии, и в педагогике.

1. Иногда учебная деятельность анализируется как синоним научения, учения, обучения.

2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она осмысливается как особенная форма общественной активности, выражающая себя при  помощи предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова учебная деятельность - видов деятельности учащихся общеобразовательных заведений и студентов, который направлен на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических познаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.[5]

Похожие материалы

Информация о работе