Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя в современной школе, страница 2

Т.е. главное – не сумма знаний, а только развитие определенных качеств и способностей, как база для дальнейшего профессионального образования и всегда – наличие духовно-нравственного коэффициента в любой сфере общественной практики. Школа будущего.

Какую главную задачу должна выполнять школа?

Только давать знания?

Воспитывать? А что? Какие качества?

К чему готовить ребенка в нашей сумасшедшей жизни?

II. Эксперимент.

Анкета.

  1. Дух соперничества.
  2. Конформность
  3. Чувство товарищества
  4. Креативность
  5. Способность критически мыслить
  6. Любознательность
  7. Озабоченность материальным успехом.
  8. Порядочность
  9. Честность
  10. Доброта
  11. Независимость
  12. Интеллект, развитость
  13. Материалистичность
  14. Послушание
  15. Предприимчивость
  16. Открытость
  17. Наличие собственных убеждений
  18. Уравновешенность
  19. Чувство юмора
  20. Эмоциональность
  21. Искренность
  22. Социальная адаптабельность
  23. Воспитанность

Отберите 5 черт, характеризующих

–  идеального ученика;

–  идеального учителя

–  преуспевающего взрослого.

Комментарии.

У старшеклассников Тульских школ по социологическому опросу:

1)  ценности-цели:

- здоровье – 83,5%

- любовь – 63%

- дружба – 56%

- семья – около 50%

- материальная обеспеченность – около 50%

Кроме того:

уверенность в себе, мир, интересная работа, свобода, удовольствия, жизненная мудрость, активная жизнь, познание природы и искусства, общественное признание, самостоятельность творчества (лишь 1 из 40).

2)  ценности-средства:

образованность – 58,5%

честность – 53,7%

воспитанность – 41,2%

независимость – 40,1%

твердая воля, умение отстаивать свое мнение и проч.

У младшекурсников вузов г. Москвы:

1-е: сек, деньги, материальное благополучие

...

8. семья

11. дети

16. образование

17. творчество

18. духовный рост последнее – Родина

У студентов юридического факультета Православного университета:

1-е: вера, отчизна, духовный рост.

4. дети

5. семья

12. честь

13. долг

Общее для всех групп – низкий рейтинг власти.

У осужденных молодых людей и подростков в исправительно-трудовых колониях:

1-е: свобода, семья, работа, вера.

Каждый выбирает для себя... Думайте, решайте!

Решение всех этих проблем – новые требования к личности учителя. К.Д. Ушинский: «Только Личность может воспитывать Личность, только характером можно сформировать характер».

Понятие профессиограммы, трудность ее составления для учителя. Педагог должен не только «знать», «уметь», «владеть», «обладать» и проч., но и быть носителем некоей философской и культурологической идеи. Иметь что-то «за душой».

Особенности работы учителя:

–  постоянно изменяющаяся, нестандартная ситуация;

–  метадеятельность, т.е. деятельность по организации деятельности других людей;

–  «деятельность на публику» - режиссура урока, актерские навыки.

Таким образом – креативность мышления, организаторские способности, талант актера и режиссера.

Творческий характер профессии, требования единичности, авторства! Но в то же время – одна из самых массовых профессий (4 млн. педагогических работников, 169 тыс. образовательных учреждений).

Сегодня необходима именно партнерская сознательная, активная позиция ученика.

Задача педагога – построить своб деятельность так, чтобы сформировать, воспитать, поддержать эту активную позицию в учебной деятельности своих учеников. Т.е. Преподавательская деятельность – не самоцель, но средство научить осознанно действовать своих учеников.

Как это сделать?

Проблема стара, как мир.

Основные точки зрения сформировались еще в античности:

Объем знаний сам по себе совершенствует человека: формирует его волю, усидчивость и пр.

Сенека: «Геометрия научает мерить землю, но из нее нельзя узнать, как отмерить столько, сколько достаточно для человека... Какую пользу принесет мне умение делить поле на участки, если я не умею делиться с братом... Если ты поистине искусен в своем деле, измерь душу человека. Скажи, как велика она или как ничтожна? Ты знаешь, что такое прямая линия, но что толку в этом, если ты не знаешь, что такое прямая жизнь?» Знания «могут сделать нас ученее, но не могут сделать нас лучше».