Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя в современной школе

Страницы работы

Содержание работы

Введение в педагогическую деятельность

Лекция №1.

Автор-составитель: доцент кафедры педагогики

ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Е.Ю. Ромашина

Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя в современной школе.

План.

  1. Современное состояние российской школы и задачи ее модернизации и реформирования.
  2. Новые требования к личности учителя.

I. «Взрыв» единой государственной школы. Складывание государственной образовательной политики. Идет поиск, выбор новой модели российской школы.

Современная школа глазами учеников: данные социологических опросов, проведенных социологической службой департамента образования Тульской области:

1) Что ты чувствуешь на уроках в школе чаще всего?

Усталость – 41,7%

страх – 25,8%

скуку – 16,7%

уверенность в себе – 16,7%

радость – 12,5%

ничего – 8,3%

удивление – 5,0%

гордость – 3,3%

обиду – 1,7%

унижение – 0,8%

2)  Понимают ли вас учителя?

Да, понимают – 8,6%

Чаще понимают – 27,5%

Чаще не понимают – 25,3%

Нет, не понимают – 7%

Затрудняюсь ответить – 31,1%

3)  Чье мнение для вас является наиболее важным?

Родителей – 61%

Учителей – 0,0%

Сверстников – 10,3%

Других – 8,8%

Затрудняюсь – 19,9%

4)  В какой мере вы доверяете своим учителям?

Доверяю во всем – 5%

Доверяю в основном – 31,8 %

Мало в чем доверяю – 30,6%

Совсем не доверяю – 13,4%

Затрудняюсь – 19,1%

5)  Как часто вы хотели бы общаться с учителями?

Как можно чаще – 16,2%

Как можно реже – 41,5%

Хотел бы вообще не общаться – 8,1%

Затрудняюсь ответить – 34,2%

Т.е. В целом школа не связана в сознании школьников с местом привлекательным, уютным, удобным, комфортным для себя. Всего 3% опрошенных предпочитают проводить свое свободное время в школе (35% - в семье, 36% - с друзьями). Всего 21,6% считают, что школа помогает проявиться их способностям и талантам.

Ситуация не может не настораживать. Необходимо реформирование, но и сохранение уникальной российской образовательной системы.

Основные тенденции поиска новой образовательной модели:

1. Сохранение структурных качеств единой государственной системы; школы, работавшей с единым учебным планом и по единым учебным программам. Работа над государственными образовательными стандартами: важность проблемы, но главный «минус» – человек не научается делать выбор.

2. «Рыночный» тип образовательной системы.

Т.е. Спектр образовательных услуг для удовлетворения заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Школа типа «супер-маркет». Главная цель – адаптация индивида к условиям наличного социума. Это западная образовательная модель. Она абсолютно вне российских традиций. Российская школа (с XVIII века) – это школа духовного воспитания. Чтобы принять рыночную модель образования, нужно поменять все: от типа хозяйственного механизма до менталитета. А надо ли?

Да, война двух социальных систем закончилась поражением социализма. Значит ли это, что мы должны воспринять и западные ценности? Американский ученый Хантингтон, проведя сравнительный анализ 100 социологических исследований в разных странах мира, заключил, что западные ценности имеют самый низкий статус во всем остальном мире. Кроме того, сегодня в мире нарастают тенденции именно гуманизации образования. «Рыночная» модель – это модель сегодняшняя, но не завтрашняя.

3. Культурологическая модель.

Главная цель – социализация (а не только адаптация!) личности. Т.е. Школа помогает пройти путь человека к человечеству. Школа – посредник в системе «культура-социум». Свобода школы от диктата государства – условие самореализации нации. Насыщение гуманитарными, культурологическими, художественно-эстетическими и аксиологическими дисциплинами. Т.е. Становление гуманитарной парадигмы в российском образовании. Например, «Школа диалога культур» Библера. Наиболее перспективная тенденция. «Минус» - во многих школах пытаются осуществить через простое наращивание гуманитарного знания.

4.Культуротворческая модель.

Исходный принцип такой школы – показать целостность картины мира и человека в нем. Комплекс специальных интегрированных учебных дисциплин, дающих необходимый и достаточный круг знаний, воссоздающий эту целостность. Школа - «тренажер», развивающий потребность и способность личности к творчеству, к свободной ориентации в мире, к созидательной деятельности в нем.

Похожие материалы

Информация о работе