Доказательства бытия Бога в "Сумме против язычников" и "Сумме теологии" (Фома Аквинский)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

интеллекте, больше, чем то, что есть только в интеллекте; поэтому из того, что Бог есть в интеллекте, тотчас же, как только понято это имя "Бог", следует также, что Он существует в действительности. Значит, то, что Бог - есть, известно само по себе.

3. Кроме того, то, что истина - есть, является известным по себе, поскольку тот, кто отрицает, что истина есть, допускает [тем самым], что истина есть, ведь если истины нет, то истинно, что истины - нет. Но если существует нечто истинное, то надлежит, чтобы существовала истина. Бог же есть сама истина: "Я есмь путь, истина и жизнь" (Ин. 14, 6). Следовательно, то, что Бог есть, является известным само по себе.

Но против этого то, что никто не может помыслить противоположность того, что известно само по себе, как это ясно, благодаря Философу, из четвертой [книги]

Метафизики и из первой [книги] Второй [Аналитики], относительно первых оснований доказательства. Противоположность же того, что Бог есть, может быть помыслена, согласно Псалму 52, 1: "Сказал безумец в сердце своем - нет Бога".

Следовательно, то, что Бог есть, не является известным само по себе.

Отвечаю: следует сказать: то, что нечто - известно само по себе, случается двояко. Одним образом - согласно самому себе, но не для нас; другим образом - согласно самому себе и для нас. Ведь некое положение (как "человек есть живое существо") известно само по себе из-за того, что предикат включается в смысл субъекта; ведь "живое существо" получается от смысла "человек". Итак, если о субъекте и предикате всем известно, что они есть, то это положение будет известным само по себе для всех; так, например, происходит в первых основаниях при доказательстве, термины которых относятся к неким общим [понятиям], которые знает каждый, - такие, как сущее и не-сущее, целое и часть, и тому подобное.

Если же относительно предиката и субъекта кому-то не известно, что они есть, то положение, как таковое, будет известным само по себе, но не для тех, кому не известен предикат и субъект положения. И потому случается, как говорит Боэций в книге О гебдомадах [2], что существуют некоторые концепции ума общие и известные сами по себе, но только для мудрых, - такие, как "бестелесное не находится в

[каком-либо] месте".

Итак, я говорю, что это положение, "Бог - есть", как таковое, известно само по себе, поскольку предикат есть то же самое, что и субъект; ведь Бог есть свое бытие, как далее будет ясно (вопр. 3, гл. 4). Но поскольку мы не знаем о Боге того, чту Он есть, для нас [это положение] не является известным самим по себе, но требуется ему быть доказанным посредством того, что более известно для нас, и менее известно по природе, а именно, посредством действия (effectus).

Итак, относительно первого следует сказать, что познание того, что Бог - есть, в некотором общем [смысле], при некоторой неясности, всеяно в нас естественным образом, а именно, поскольку Бог есть блаженство для человека; ведь

Похожие материалы

Информация о работе