Принципы бытия. Принцип "исономии" равновероятности. Принцип аналогии между микрокосмом и макрокосмом

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ДЕМОКРИТ

ДЕМОКРИТ

(р. около 460 - умер около 370 до н. э.)

Демокрит (Demуkritos), древнегреческий философ, один из первых представителей атомизма. Родился в Абдере (Фракия). Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Демокрита известны его многочисленные путешествия в разные страны (в том числе в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедический характер его познаний: Демокрит занимался всеми существовавшими тогда науками - этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.д. Из многочисленных сочинений Демокрита до нас дошло только около 300 фрагментов.

Исходное понятии философии Демокрита - понятии "атома" как некоторого неделимого материального индивидуума (греч. бtomos, как и лат. individuum, означает "неделимый"), который признаётся не возникшим и не гибнущим, неразрушимым, не подверженным какому-либо воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абсолютному ничто, абсолютному небытию. Атом т. о. превращался у Демокрита просто в геометрическое тело, которое также неразрушимо, вечно и не имеет каких-либо физических свойств. Демокрит отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Демокрит называет атомы также "фигурами" (греч. schemata) или "видиками" (греч. йidola), из чего следует, что атомы Демокрита являются максимально малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их "вихря" по естественной необходимости путём сближения взаимно подобных атомов образуются как отдельные цельные тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно. Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями из атомов, "видиками", действующими на наши органы чувств и вызывающими соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.      Душа также состоит из атомов - огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Демокрита вполне телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Демокрита отдельной наукой. Высшее блаженство Демокрит видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Он одним из первых говорил об историческом прогрессе в области наук, искусств и ремёсел, происхождение которых объяснял нуждой, потребностями людей.

Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker, hrsg. von H. Diels,9 Aufl., Bd 2, B., 1959, гл. 68, S. 81 - 229; рус. пер. всех фрагментов Демокрита - в кн.: Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 209 - 365.

ФРАГМЕНТЫ

А. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

а. ПРИНЦИПЫ БЫТИЯ

I. Принцип "исономии" равновероятности)

("не более так, чем иначе", "почему скорее здесь и теперь, чем там и тогда")

1. Аристотель. Физика III, 4: (К доказательству того, что существует нечто бесконечное, исследователи приходят главным образом исходя из пяти оснований). Но существеннее и главнее всего то, что служит общим затруднением для всех (исследователей): так как в мышлении "не может быть пробела", то кажется, что и число бесконечно, и математические величины, и то, что находится за пределами

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0