Форма правления. Монархии и республики, страница 3

В парламентарной монархии большинство властных полномочий сосредоточено в руках парламента. В законодательной деятельности парламент независим от монарха, правительство назначается парламентом и несет перед ним ответственность. Полномочия монарха, как носителя исполнительной власти также поставлены под контроль парламента с помощью института контрасигнатуры. Т.е. повеление монарха приобретает юридическую силу только после согласия (контрассигнации) парламента.

Таким образом монарх выполняет только представительские и церемониальные функции. Примеры таких монархий – все современные монархии Европы (Бельгия, Великобритания, Новрегия, Швеция и др.), правовой статус монарха выражается формулой: «царствует, но не правит».

Республика (от лат. Достояние народа, всенародное дело) – такая форма правления, при котором высшие органы государства, как единоличные так и коллегиальные являются выборными, либо назначаемые представительными учреждениями, как правило, на определенный срок. В республике нет института правящей династии, все органы формируются посредсвтом выбора, а не назначения.

В современных республиках глава государства (например, президент), может избираться населением, парламентом или специальной коллегией выборщиков. Он обладает в сфере гражданских, личных прав обычным юридическим статусом и несет юридическую ответственность. Срок его полномочий ограничен (как правило).

Законодательная власть всегда представлена коллегиальным  органом, например парламентом.

Исторические виды республик многообразны, однако все они делятся на два типа: аристократические и демократические.

В аристократических республиках власть принадлежала меньшинству (знати), властные привелегии передавались по наследству (Венеция, Новгородская и Псковская респпублики).

В демократических республиках Древнего мира, классическим образцом которых является афинская полисная демократия (V-IV вв. до Р.Х.) власть принадлежа всем полноправным гражданам.

Для современных республик характерны парламентские и президентские.

Отличительной чертой президентской (роднящей её с дуалистической монархией) является соединения в руках одного лица полномочий главы государства и главы правительства. Только здесь президент избирается на определенный срок и осуществляется принцип разделения властей на законодательную и исполнительную, которые функционируют по принципу «сдержек и противовесов» (Мексика, Бразилия, США, Филлипины).

В парламентской республике действует принцип разделения властей в его классическом виде. Правительство формируется парламентов, как правило, из числа депутатов, лидеров правящих партий (т.е. парламентским большинством). Правительство выполняет свои функции при поддержки парламентского большинства, при отсутсвтии такой поддержки – уходит в отставку.

Важное место занимает глава правительства (премьер-министр, канцлер и т.д.). Политическая роль президента здесь аналогична роли монарха в парламентарной монархии.

Часто также возникаю смешанные формы – в Малайзии черты республики и монархии, абсолютной и ограниченной монархии в Кувейте, президентской и парламентской республики во Франции.