Форма правления. Монархии и республики

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос 69 – Форма правления

ФП – это форма государства, характеризующая порядок формирования высших органов гос-ва, их компетенцию и взаимодействие. В эпоху античности понятие «ФП» трактовалось шире, включая в себя современное понятие «форма правления» и понятие «политического режима». Аристотель и Платон разделяли ФП на правильные  (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (тирания, олигархия и охлократия).  Гос-ва принято делить на монархии и республики:

Монархия – высшая власть принадлежит, как правило, одному лицу по праву наследства. Монархия получила легитимацию и государственный смысл от религии. Монарх – юридически безответственное лицо. Ответственность монарха перед к-лб кроме бога – отступление от общего принципа монархии, характеризующее ФП как смешанную.

Неограниченная монархия – у монарха вся полнота власти, право отмены приговора и помилования, он представляет гос-во в международных отношениях, пользуется специальным титулом, содержанием от гос. казны и правом на особый церемониал.

Примеры: деспотии Др. Востока (др. Египет, Китай, Персия); на Западе – абсолютизм XV-XVII вв. Деспот был верховным собственником земли и верховным жрецом, либо обожествлялся. Для абсолютизма характерны централизация и бюрократизация гос. аппарата, утилитарное отношение к религии. Сейчас – Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман.

Ограниченная монархия:

Первой возникла аристократическая монархия (Спарта, Др. Рим), где власть монарха ограничивалась собранием старейшин и (или) народным собранием, состоявшим из представителей привилегированных сословий.

Сеньориальная (сюзерениальная) монархия – Европа, период феодальной раздробленности – «многоэтажная монархия». Полунезависимые вассалы во главе «государств-поместий» выступали как «микромонархи» по отношению к своим вассалам и подданным.  

Сословно-представительная монархия – возникла в результате укрепления королевской власти и консолидации сословий в 13-14 вв.  Органы сословного представительства дворян, духовенства и горожан принимаю законы, подлежащие утверждению монархом. Генеральные штаты во Франции, кортесы – Испания, Парламент – Англия.

В современном мире существуют 2 формы: дуалистическая и парламентская.

Дуалистическая – монарх делит власть с парламентом. Законы одобряются парламентом и утверждаются монархом, он обладает правом вето, назначает и смещает правительство. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, монарх может в любой момент распустить парламент. Пример – Бруней, Бутан, Иордания, Марокко, Тонго.

Парламентская – парламент независим от монарха. Он назначает правительство, которое несет перед ним ответственность. Повеление монарха приобретает юр силу при наличии согласия соответствующего министра (контрассигнация), который и берет на себя ответственность за издание этого распоряжения. У монарха церемониальные и представительские функции (формальное подписание официальных документов, принятие верительных грамот от послов иностранных гос-в и т.п.). При формировании однопартийного правительства (кабинета), оно контролирует парламент. Такая система называется министериализм.

Республика – ФП, при которой высшие органы гос власти (единоличные или коллегиальные) являются выборными или назначаемыми  представительными учреждениями, избранными на определенный срок. Глава гос-ва обладает в сфере личных, гражданских прав обычным юридическим статусом и несет ответственность. Срок его полномочий ограничен. Законодательная власть всегда у коллегиального органа.

В историческом аспекте выделяют 2 вида:

Аристократическая – власть принадлежала меньшинству, властные привилегии передавались по наследству. Венеция, Новгородская и Псковская республики.

Демократическая – гос. власть у всех полноправных граждан. Афинская полисная демократия.

2 основных вида в современных гос-х:

Президентская – правительство ответственно перед президентом, который его и формирует. Разделения исполнительной и законодательной властей, которые действуют по принципу сдержек и противовесов. США, Бразилия, Мексика.

Парламентская – не действует принцип разделения властей в классическом виде, т.к. правительство не представляет собой независимой и самостоятельной ветви власти. Оно формируется, как правило, из числа депутатов – лидеров правящей партии или парламентской коалиции партий. Правительство функционирует, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Важнейшая роль главы правительства, ролт президента аналогична роли монарха в парламентской монархии. Он избирается парламентом или особым собранием выборщиков. Германия, Италия, Венгрия, Индия, Польша.

Смешанные ФП: в определенных случаях это помогает устранить недостатки чистых форм. Франция – президентская и парламентская республика, Малайзия – республика и монархия.

Идеократическая ФП: юридически – одна форма, фактически – другая, отклонения связаны с возникновением сильных идеологий, подчиняющих себе и формирование, и функционирование всех органов гос-ва. Возможно и чистое существование такой формы – Ватикан.

Ответ на вопрос 69:

По форме правления государства принято делить на монархии и республики. В основу такой классификации положен количественный критерий, в соответствии с которым выделяют монархии (греч. - единовластие) и республики (греч. Полиархия - многовластие).

Под монархией понимается такая форма правления, где вся высшая власть принадлежит одному лицу по праву наследства (династически). Для монархии важен сам принцип наследственной власти, в чем усматривается проявление божественной воли.

Монархия по своему происхождению генетически связанна с религией,  от неё получая свою легитимность и государственный смысл.

Монарх – лицо юридически безответственное – он отвечает за свое правление только перед Богом.

Все виды монархии можно объединить в две основные группы: ограниченные и неограниченные, которые отличаются правовым статусом монарха.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
23 Kb
Скачали:
0