Доктрина социальных прав человека с позиций либертарного правопонимания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лапаева В.В. Конституция Российской Федерации: доктрина и практика М. «Норма». 2009 С.178-199.                                                                    

Доктрина социальных прав человека с позиций                     

либертарного правопонимания                

Продолжая начатый в докладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькина  анализ  проблематики, связанной с разработкой конституционно-правовой доктрины социальных прав, я хотела бы поставить на обсуждение и, по возможности, обосновать два тезиса:

1.В основу доктрины социальных прав должна быть положена концепция  правопонимания, позволяющая согласовать  трактовкусоциальных прав с правовым принципом формальногоравенства

2. В российской теории конституционного права доктрину социальных   необходимо выстраиватьсучетом характера и природы проведенной в стране приватизации

1. В последние годы «в юридической науке и судебной практике нарастает тенденция рассматривать закрепленные в Конституции социальные права не только как принципиальные ориентиры для законодателя, но именно  как основные права, равные по значимости конституционным гражданским и политическим правам»[1]. Однако этот консенсус формируется, скорее, как единство  взглядов по поводу нравственных оснований  социальной политики государства. Между тем для полноценной защиты социальных прав и для определения тех пределов, в рамках которых Конституционный Суд Российской Федерации может и должен занимать активную позицию в осуществлении конституционного контроля за  данной сферой общественной жизни, необходимо, чтобы  подобное доктринальное согласие было бы достигнуто на правовой основе. По сути дела, речь идет  о  формировании такого понятия «социальное право», которое представляло бы собой надлежащую теоретическую конкретизацию общего понятия права и соотносилось бы с последним по логике соотношения общего и особенного.

В российской правовой науке выработка единой позиции по данному вопросу в настоящее время существенно осложняется отсутствием  общепризнанного[2] подхода к пониманию права. Отечественная общая теория права (а с ней и  юриспруденция в целом)  переживает сейчас  сложный период смены научной парадигмы, связанный с изменением доминировавшего ранее в период легистского правопонимания советского образца,  отождествляющего право с законом (в широком смысле слова «закон» как веления официальной власти).  При всем обилии обсуждаемых  в   последние  годы подходов к пониманию права серьезные претензии на  статус общедоктринального направления заявляют три основных типа правопонимания – легистский, естественно-правовой и либертарный. Очевидно, что сторонники каждого из названных подходов будут обосновывать свое понятие социального права и выстраивать доктрину социальных прав на  основе  собственных представлений об их правовой природе, обуславливающей (или не обуславливающей)    их принадлежность к системе основных прав человека.

Для приверженцев легизма, социальные права  являются основными правами человека только потому, что они получили

Похожие материалы

Информация о работе