Отчет о прохождении педагогической практики в СОШ № 59 г. Гомеля (как классного руководителя и учителя русского языка и литературы в 7 классе), страница 2

4. Учет возрастных особенностей учащихся.

В результате проведения учебных занятий приобрела умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих занятий, определить обучающие, развивающие и воспитательные цели урока; умение определять тип и структуру, основные этапы урока, исходя из его целевых установок и содержания; умение готовиться к занятиям, использовать необходимые учебно-наглядные пособия; умение оформлять план-конспект урока; умения и навыки использования разнообразных приемов установления дисциплины учащихся на уроке, умение логично, выразительно и эмоционально объяснять новый материал; умение применять рассказ, объяснение, беседу при изложении нового материала и различные виды устного опроса, использовать работу с учебником.

За время практики посетила уроки, проводимые студентами-практикантами, участвовала в анализе уроков. Это позволило сделать соответствующие выводы и не повторять типичные ошибки. В целом к практике по проведению уроков русского языка и русской литературе, а также по психологии и педагогике была подготовлена хорошо. Однако первое время вести уроки было довольно сложно, так как нужно было успеть доступно изложить новый материал, закрепить полученные знания, и при этом уследить за дисциплиной и учесть разный уровень подготовки учеников.

Я посетила 10 занятий студентов-практикантов с целью наблюдения за организацией урока, ознакомления со структурой, задачами и целями урока, наблюдение за дисциплиной (ее организацией) и поддержание внимания учащихся в процессе изложения нового материала, интересными методическими приемами, которые они использовали на занятии и др.

Все проведенные и посещенные уроки анализировались как групповым руководителем, учителями – предметниками, так и самими студентами-практикантами в форме обсуждения всех положительных и отрицательных сторон в проведении уроков; выявлялись причины, которые затрудняли усвоение учащимися изучаемого материала на уроке.

Были посещены и внеклассные мероприятия студентов-практикантов, которые в основном затрагивали различные психологические проблемы, которые возникают в данный период у учащихся. Мною также было проведено внеклассное мероприятие.

Можно отметить такие недостатки и трудности в прохождении практики, как страх перед первыми занятиями, трудности в создании у учащихся психологического настроя к учебным занятиям, установлении уважительного отношения к студентам-практикантам со стороны учащихся, трудности при подборе необходимого объема материала (важно не перегрузить их лишней информацией, но и дать все, что необходимо), а также рассчитать рационально время на каждый этап урока.

Раздел II.  Воспитательная работа по классному руководству.

В 7 «С» классе, за которым я была закреплена, можно отметить высокий уровень сплоченности. Учащиеся занимаются долгое время вместе, многое знают друг о друге. Эта особенность класса положительно сказалась на моей работе в нем.

На период прохождения мной практики планом воспитательной работы классного руководителя было запланировано проведение мероприятий по формированию культуры учащихся, а также профессионального самосознания, планировалось проводить идейное воспитание.

В ходе практики мною было проведено 1 внеклассное мероприятие на тему «Геометрия на спичках». Его целью было учащимся узнать сущность нового учебного предмета, а также углубить математические знания и продемонстрировать их в игровых ситуациях, осознать уровень математических способностей и уровень знаний по математическим предметам, проанализировать уровень личностных качеств, обеспечивающих успех команды, и внести коррективы в собственное поведение; сплочённость коллектива, желание самосовершенствоваться.

Тема мероприятия была посвящена неделе математики, которая проходила в школе. И она вызвала большую активность. В ходе обсуждения итогов мероприятия и последующего наблюдения за учащимися, можно отметить, что цель мероприятия была достигнута.

В результате работы с классом я научилась эффективно взаимодействовать с учащимися, организовывать и управлять дискуссией, планировать и осуществлять внеклассную воспитательную работу, проводить важнейшие ее формы.