Командир - организатор воспитательной работы в подразделении. Педагогическая культура офицера, страница 3

Факторный метод (используется в армии США). Основные, постоянно действующие факторы:

1. Внутриполитическая обстановка.

2. Военно-политическая обстановка.

3. Система мер по материальному стимулированию военнослужащих.

4. Уровень профессиональной подготовки военнослужащих.

5. Уровень технического оснащения войск.

6. Система идеологического воздействия на личный состав.

В военное время к этим факторам добавляется:

7. Боевая обстановка (в стратегическом, оперативном, тактическом звене).

При этом внутриполитическая обстановка рассматривается как фактор, от которого зависит место и роль ВС в обществе, характер ее социальных функций, обстановка внутри армии, т.е. отношения между различными категориями, группами военнослужащих, выходцами из различных социальных слоев общества.

Профессиональная подготовка военнослужащих, по мнению американских специалистов, повышает психологическую уверенность в своих силах, снижает чувство страха и действия мотивов самосохранения, уменьшает возможность проявления неконтролируемых, панических импульсов и порывов. При проведении исследований в войсках, касающихся этого фактора, в тестах на проверку интеллекта генералы и старшие офицеры продемонстрировали такие качества, как психологическая устойчивость, влияние на личный состав, уверенность в себе, нацеленность на достижение поставленных целей.

Несмотря на всю важность умения оценить и управлять морально-психологическим состоянием личного состава в боевой обстановке, во многом и подходы к решению этой проблемы, и содержание такой работы закладывается в недрах повседневной деятельности войск, а в особый период делается лишь определенная их коррекция с учетом особенностей складывающейся военно-политической и боевой обстановки.

Исходя из этого, рассмотрим, каковы же методы анализа морально-психологического состояния личного состава, которые необходимо учитывать при их оценке:

1. Наблюдение, обобщение увиденного.

2. Опросы, беседы.

3. Анализ документов. При этом необходимо учитывать:

- все составляющие морально-психологического состояния органически               переплетаются, постоянно влияют друг на друга, их можно рассматривать               только в тесном единстве;                 

- анализ морально-психологического состояния - не самоцель, а та основа,        не учитывая и не влияя на которую, командир (начальник) не может               эффективно управлять.

Составляющие морально-психологического состояния личного состава разделены на три основные группы:

а) военно-профессиональная группа составляющих;

б) общественно-политическая и социальная группа составляющих;

в) нравственная группа составляющих.

В группу военно-профессиональных составляющих входят:

- укомплектованность личного состава по категориям;

- уровень материально-технического обеспечения;

- отношение к службе, стремление добросовестно (халатно, равнодушно,          пассивно) выполнять свои обязанности;

- отношение к своей военной профессии, стремление совершенствоваться,       степень профессиональной подготовки офицеров, обученности личного       состава;

- отношение к текущим повседневным задачам (боевому дежурству,        караульной, внутренней службе, выполнению хозяйственных работ,        средствам и способам их выполнения);

- отношение к стилю руководства командиров (начальников), штабов, органов    воспитательной работы;

- степень понимания (непонимания, неприятия норм, требований, правил,    содержащихся в законах, указах, приказах, директивах, а также желание    (нежелание) следовать им в повседневной жизни);

- уровень организованности и порядка;

- организация боевой подготовки;

- уровень уставной требовательности командиров, их умение сплотить личный    состав в организованный коллектив.

К общественно-политической и социальной группе относятся:

- отношение к внутренней и внешней политике государства, степень ее    понимания;

- отношение к военной политике государства;

- отношение к текущим общественно-политическим событиям в    международной жизни, внутри республики, в районе дислокации;

- уровень жилищного, материального и социально-бытового обеспечения    офицеров, прапорщиков и их семей;

- организация и качество питания, вещевого, банно-прачечного и    медицинского обеспечения личного состава;

- состояние жилых помещений, столовых и внутреннего порядка в    подразделениях;

- обеспеченность подразделений исправными телевизорами, радиофикация     военного городка.

Группу нравственных составляющих представляют:

- отношение личного состава к руководству объединения, соединения, части    (звание, авторитет, поддержка);

- отношение личного состава к своему командиру, непосредственному    начальнику, степень их авторитета у подчиненных;

- умение командиров создать атмосферу справедливости, доверия и уважения в    своих частях и подразделениях;

- соблюдение законности в административной деятельности командиров и           начальников и укрепление правопорядка;

- взаимоотношения военнослужащих подразделения, части, степень     коллективизма и общности;

- взаимоотношения личного состава с местным населением;

- состояние воинской дисциплины.

Таким образом, оценить морально-психологическое состояние какой-то категории военнослужащих или личного состава части в целом означает дать ответ на вопросы, раскрывающие содержание всех без исключения составляющих каждой группы. Однако такая оценка не самоцель, а информация к размышлению, а главное, к действию.

Старший    преподаватель военной   кафедры подполковник                                                                         И.Шевчик.

Вопросы к теме № 5:

1. В чем заключается основной принцип военного строительства и военного      руководства?

2. К выполнению каких воинских функций сводится основное содержание      деятельности командира?

3. Какие личные качества лежат в основе авторитета офицера?

4. Основные методы оценки морально-психологического состояния личного      состава?

5. Что входит в военно-профессиональную группу составляющих?

6. Что относится к общественно-политической и социальной      группе составляющих МПС?

7. Что представляет группу нравственных составляющих?