Командир - организатор воспитательной работы в подразделении. Педагогическая культура офицера, страница 2

В военном деле более чем где-либо требуется строжайшее единство действий людей, подчиненных воле одного человека - командира.

Единоначалие ликвидирует обезличку, возлагая на командира персональную ответственность за все стороны жизни и деятельности войск. Оно создает условия для высокой организованности , строгой воинской дисциплины и твердого порядка - слагаемых в бою.

Командиры - единоначальники несут ответственность перед государством за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенных им войск, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава, за состояние вооружения, боевой техники, транспорта, материально-бытовое и медицинское обеспечение воинов.

Поэтому командир обязан постоянно совершенствовать методы управления частью(подразделением), настойчиво работать над развитием своих организаторских способностей и совершенствованием методических навыков, изучать и внедрять в практику все новое, передовое, способствующее повышению эффективности обучения, воспитания подчиненных.

Основное содержание деятельности командира сводится к выполнению следующих воинских функций:

- организаторской;

- воспитательной;

- военно-педагогической;

- военного специалиста;

- административно-хозяйственной;

- руководителя повседневной службы.

Следовательно, командир в одном лице совмещает роли военного руководителя, администратора и педагога. А это предъявляет большие требования к морально-психологическим, нравственным, педагогическим, организаторским, боевым качествам командира.

А.С. Макаренко писал: " Воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем ".

Авторитет офицера-воспитателя есть степень его влияния на подчиненных, основанного на признании ими его личных достоинств. Чем выше авторитет офицера, тем более сильное влияние он оказывает на подчиненных, тем охотнее подчиняются ему люди, старательнее выполняют его приказы и распоряжения, внимательнее прислушиваются к его голосу. Одни и те же слова производят на воинов различное впечатление в зависимости от того, кто их сказал - авторитетный или малоавторитетный начальник. Поэтому личные качества командира играют огромную, определяющую роль в процессе воспитания и обучения подчиненных.

Личные качества, которые лежат в основе авторитета офицера:

- высокая дисциплина;

- организованность;

- исполнительность;

- внутренняя собранность;

- готовность и способность точно и своевременно выполнять решение.

Руководство педагогическим процессом требует от офицера хорошо развитых организаторских способностей: умение хорошо планировать боевую подготовку, своевременно выполнять все боевые и хозяйственные работы, снабжать подразделения, часть всеми видами довольствия. Хорошего организатора отмечает умение обеспечить четкий порядок в подразделении, части, расставлять людей и определять задания в соответствии с их способностями и возможностями, мобилизовать подчиненных на лучшее выполнение стоящих перед ними задач, осуществлять постоянный контроль за их деятельностью, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Офицеру необходимо обладать развитыми морально-волевыми качествами, такими как: целеустремленность, мужество, смелость, инициативность, решительность, выдержка, самообладание, настойчивость.

Воины высоко ценят сильную волю командира. Особенно важно, когда он на вспыльчивость, горячность подчиненного отвечает хладнокровной рассудительностью, проявляет твердость характера. В этом они видят одно из достоинств командира.

Однако сильные волевые качества и высокая требовательность командира не имеют ничего общего с разносом и оскорблением подчиненных.

Важной предпосылкой успешной учебно-воспитательной работы является нравственная чистота офицера - честность, правдивость, трудолюбие, скромность, достойное поведение в быту, в семье. Чтобы осуществлять нравственное воспитание подчиненных, офицер сам должен служить для них образцом соблюдения моральных норм, всех требований военной присяги и уставов.

Педагогический труд требует от офицера высокого мастерства, развитого мышления, творческого отношения к выбору педагогических средств, приемов и методов, применение которых основывается на учете сложившейся ситуации, индивидуальных особенностей подчиненных. характера взаимоотношений в воинском коллективе. Поэтому не случайно воспитание считается искусством.

Внешний вид офицера, его аккуратность, подтянутость, культура речи, обстановка, в которой проводится педагогическое мероприятие, - все это составные части педагогической техники, и мастер-педагог всегда ими пользуется.

Таким образом, высокие личные качества командира-единоначальника, его педагогическое мышление, такт и мастерство, высокая общая культура, личный пример являются той силой, которая оказывает решающее влияние на результаты воспитания и обучения личного состава.

2.  Методы анализа морально-психологического состояния личного состава.

Планирование воспитательной работы.

В комплексе проблем, решаемых сегодня Управлением воспитательной работы ВС РБ, командирами и их заместителями по воспитательной работе особое место занимает выработка простой и эффективной методики анализа и управления морально-психологическим состоянием всех категорий военнослужащих.

Во-первых, морально-психологическое состояние отражает психологическую готовность военнослужащего, воинского коллектива выполнять учебно-боевые задачи. Следовательно, моральный дух - та основа, не учитывая и не влияя на которую, командир (начальник) не может быть полностью уверен, что эти задачи будут выполнены;

во-вторых, отсутствие в войсках единого понимания этой категории и как следствие - искусственное выпячивание отдельных его составляющих и недооценка других;

в-третьих, исключительно важным значением выработки подходов к решению этой проблемы не только для повседневной практики войск, но и для боевой обстановки, когда зависимость достижения победы над агрессором от боевого духа личного состава усиливается многократно.

Из множества выработанных на сегодняшний день методов оценки морально-психологического состояния личного состава рассмотрим лишь некоторые.