Понятие законности, ее роль в правовом государстве, значение прокуратуры для укрепления законности, страница 3

В то же время, когда имеется понимание, что соблюдение законов необходимо не только в интересах общества, но и для того лица, к которому обращено правовое предписание, где соблюдение законов становится внутренней потребностью для граждан и других субъектов, это означает, что правовая культура в обществе находится на высоком уровне.

Особенно важно для обеспечения законности уважение к закону со стороны должностных лиц, имеющих прямое отношение к этому закону, наличие у них соответствующих знаний и умений выполнять требования закона, понимание ими необходимости его соблюдения, поскольку от них в первую очередь зависит точное исполнение закона.

Опора на общественную поддержку осуществляется в самых разных формах. Средства массовой информации: печать, радио телевиденье, электронные средства содействуют соблюдению законности публикацией законов и их комментариев, организацией выступления ученых, специалистов, должностных лиц с разъяснениями и пропагандой. Поддержка соблюдения законности обеспечивается также выступлениями граждан при обсуждении законов и результатов их выполнения на собраниях коллективов, сходах и т.д.

Законность - режим

Следующая сторона законности – ее режим. Режим законности включает:

1.  предъявление управомоченым государственными органами власти требований к гражданам и должностным лицам о должном, в соответствии с законом, поведении

2.  соответствие требованиям закона состоянии регулируемых правом общественных отношений

3.  наличие идеологических, экономических, политических, правовых, правоохранительных гарантий такого состояния.

Сопоставление с существующим порядком позволяет судить о наличии или отсутствии режима законности. Содержание режима законности может соответствовать, но может и не соответствовать существующему порядку. Правопорядок тоталитарного государства (например, при фашизме) не позволяет считать, что существует режим законности, поскольку при таком правопорядке  по разным параметрам допускается нарушение режима законности: нет верховенства закона, нарушаются права и свободы большинства граждан и т.п. При становлении правового государства уровень требований и состояние регулируемых правом общественных отношений может приближаться к требованиям и состоянию общественных отношений, которые присущи режиму законности. Режим законности в демократическом и правовом государстве располагает необходимым набором политических, идеологических, экономических, правоохранительных гарантий, обеспечивающих правовой статус граждан, правовое положение различных коммерческих и некоммерческих организаций. Но это не означает их равенство в возможности реализовать права, установленные этим статусом, правовым положением например, возможность получить высшее образование, получить элитное лечение, приобрести имущество, организовать производственную деятельность определяется не только правовым статусом, сколько материальным или социальными ресурсами конкретных физических и юридических лиц.

Законность - метод

Третья сторона законности – это метод законности. Метод это способ регулирования возникающих и существующих в обществе и государстве правовых отношений. Метод законности основывается на содержании принципа законности. Он может иметь, как черты императивного, так и диспозитивного характера, в зависимости от созданных механизмов исполнения законов. Выполнение предписаний законов может иметь односторонний или двухсторонний характер, т.е. зависеть от волеизъявления одной или двух (нескольких) сторон. Следует так же заметить, что метод регулирования правовых отношений зависит от того в какой отрасли права регулируются возникающие правоотношения. В административном праве – это, как правило, императивный метод, в гражданском – диспозитивный. Поскольку законность опирается на соответствующие нормы отраслей права, то этим и определяется и метод, способ регулирования. Метод регулирования при осуществлении прокурорского надзора в основном императивный – прокурор требует устранений нарушений закона, а другая стороны должна выполнить это требование; метод регулирования в иной деятельности, например при участии прокурора в рассмотрении дел в судебном разбирательстве – диспозитивный. Он от имени государства предлагает вариант решения для устранения нарушения закона, а суд самостоятельно принимает решение на основе закона и своего правосознания.