Прокрастинация. Причины возникновения прокрастинации. Методы борьбы с прокрастинацией, страница 6

Учеными психологами принято выделять физические и психологические негативные последствия прокрастинации. К физическим относятся последующие после прокрастинации проблемы со здоровьем. Пытаясь что-то сделать за очень ограниченный промежуток времени, человек испытывает физическое и нервное перенапряжение, часто не успевает поесть (для поддержания работоспособности часто пьет кофе и злоупотребляет энергетиками), испытывает последствия недосыпания. Все это приводит к переутомлению организма, уменьшению умственной работоспособности.

Психологические негативные последствия прокрастинации, как правило, пагубно складываются на личности в целом. Прокрастинация вызывает у человека чувство вины, стресс и потерю продуктивности, она может спровоцировать недовольство окружающих из-за невыполнения обязательств и значительно понизить самооценку. Прокрастинация является виной многих нереализованных возможностей. А все эти последствия могут привести к дальнейшей хронической прокрастинации.

Нейл Фьоре из своей клинической практики отмечает такие последствия как неприятности по службе, упущенные возможности, финансовые потери, ухудшение отношений с коллегами и руководством и так далее [10].

Неврюев и мохова в своей работе отмечают, что привычка откладывать выполнение дел и оправдывать это внешними причинами значительно повышает риск возникновения у субъекта выученной беспомощности, которая влияет на снижение самооценки и нарушает эмоциональную сферу человека вплоть до нервоза [6].

Более подробно выученную беспомощность рассматривает Ильин в своей книге «работа и личность». Этот феномен связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность - это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от прилагаемых усилий. Ильин пишет, чтоивпервые этот феномен был исследован американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током. Эксперимент проходил следующим образом: собак подвергали вначале слабым ударам тока (чего они не могли избежать), затем их помещали в другие клетки, где их активность уже могла бы помочь им избежать неприятных воздействий. Однако, вопреки предсказаниям бихевиористской теории научения, собаки не хотели учиться таким, казалось бы, простым вещам и были пассивны. Источником подобной пассивности является восприятие животными независимости результатов от их действий [5].

Преодоление прокрастинации.

Не смотря на возможную пользу прокрастинации, она всегда являлась проблемой для общества. Более того, учитывая непрерывный рост ее распространенности среди населения, возрастает необходимость разработки не только методов преодоления прокрастинации у взрослых людей, но и предотвращения ее формирования у школьников.

Проявления прокрастинации и стоящие за ней механизмы весьма разнообразны, что предполагает проведение комплексной терапии, направленной на уменьшение негативных последствий и на работу с самооценкой, страхами и стрессоустойчивостью прокрастинатора. Варваричева Я. И. предлагает условно разделить процесс прокрастинации на три блока: 1) глубокий анализ проявлений, источников и последствий прокрастинации у субъекта, поиск основных причин, имеющих решающее значение для проявления прокрастинации; 2) работа с самооценкой прокрастинатора и его представлениями о собственных возможностях; 3) формирование у субъекта навыков успешного распределения времени, постановки и достижения целей, умения правильно оценивать сложность задания и усилия, требующиеся для его выполнения[2].