Общая характеристика памяти. Классификация памяти. Индивидуальные различия в памяти

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Билет N 40.

Память.

Память - 1. Интегральная следовая форма отражения. 2. Процессы запоминания, хранения, воспроизведения и переработки человеком различной информации.

1), Классификация памяти:

1. По происхождению.

- генетическая (наследственная).

- импринтинг (при рождении, промежуточный вид, заключающийся в одномоментном установлении специфической связи с конкретным объектом внешней среды).

- прижизненная. В прижизненную память входят двигательная, образная (зрительная, слуховая, кинестетическая и т.д.), эмоциональная, символическая (словесная и логическая) и волевая память.

2. В соответствии с целями деятельности и характеристиками участия воли:

- произвольная (запоминание и воспроизведение осуществляется в соответствии с целью).

- непроизвольная (цель отсутствует).

Вместе образуют 2 ступени.

3. По соотношении сигнальных систем:

- образная: обонятельная, вкусовая, зрительная, слуховая, тактильная, двигательная (Рогоав). Зрительная и слуховая - хорошо развиты.

Осязательная, вкусовая - профессиональная память.

- эмоциональная. Сигнализирует о том, удовлетворяются наши потребности.

- словесно - логическая. Ее содержанием являются мысли. Вторая сигнальная система  - сугубо человеческий вид памяти.

4. По продолжительности закрепления и сохранения материала:

- кратковременная

 - долговременная

 - оперативная

 - промежуточная (буферная)

5. По приемам запоминания:

 - механическая

- смысловая

Структура памяти.

Одна из первых и наиболее часто упоминаемых когнитивных моделей памяти. В 1890 году Джеймс расширил понятие памяти, разделив её на «первичную» и «вторичную» память. Он предполагал что, первичная память имеет дело с происшедшими событиями, а вторичная память – с постоянными, «неразрушимыми» следами опыта. Эта модель выглядит так:

Позднее, в 1965 году Во и Норманн предложили новую версию этой же модели и оказалась, что она во многом приемлема. Но даже эта модель является неполной и требует расширения.

2). Исследования памяти.

Исследования памяти сводятся к поиску тех следов, которые остаются в результате каких - то событий или специфического научения. Эти следы называют энграммами.

1. Гипотеза о существовании центра памяти К. Лэшли.

Один из первых ученых, предпринявший исследования памяти (20-е годы). Он пытался найти такой участок мозга, который можно было рассматривать как центр памяти. В итоге экспериментов над крысами он в начале 60-х годов пришел к выводу, что удаление доже 15 - 20 % мозгового вещества не приводит к утрате следов, приобретенных в процессе обучения. Эти следы диффузно распределены в ЦНС, т. е. любой приобретенной информации соответствует не единичная энграмма, а бесчисленное множество таких энграмм, разбросанных во многих отделах мозга.

У. Пенфилд в конце при наблюдении за больным с операцией на головном мозге обнаружил, что если в большинстве случаев при раздражении различных отделов коры возникают в основном простые слуховые или зрительные ощущения, то при воздействии на некоторые участки коры могут всплывать иногда очень сложные воспоминания. Обычно это были воспоминания из далекого прошлого, которые забылись. После операции они оставались в активном пользовании. С одной стороны, целый ряд наблюдений привел к предположению о том, что центром памяти человека может быть гипокамп. Оказалось, что после двустороннего удаления гипокампа оказалось, что новая информация не могла у больных закрепляться в долговременной памяти. Таким образом, у больных возникла амнезия, т. е. память о событиях, происходящих до операции, сохранилась, но консолидация новых следов, формирующихся в памяти, формирующихся в кратковременной памяти, становится невозможной. В 1974 году Д. О. Хебб приходит  к выводу, что гипокамп - важный, но не единственный участок мозга, имеющий отношение к памяти. Подкорковые области, в частности лимбическая система, отвечающая за аффективную и мотивационную деятельность, в значительной деятельности участвует в процессе формирования и закрепления следов памяти.

2. Голографическая теория.

Связи с открытием принципов голографии возникает мысль о многомерности памяти, распределенной во всех нервных цепях мозга. К, Прибрам выдвинул гипотезу о голографической природе деятельности

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
85 Kb
Скачали:
0