Доклад по работе Б.Ф.Поршнева «О начале человеческой истории»

Страницы работы

Содержание работы

Доклад Игумнова Александра группа 1911 по работе Б. Ф. Поршнева «О начале человеческой истории».

Основные идеи работы:

·  Загадка человека состоит в загадке начала человеческой истории.

·  Решение этой загадки лежит в естественных науках, а именно в экологии и морфологии антропогенеза.

·  Социальную сторону жизни человека нельзя путать с биологической.

История возникновения:

В процессе эволюции внутри отряда приматов выделяется новое семейство прямоходящих, но бессловесных высших приматов. В нем выделялось 4 рода: археоантропы, палеоантропы, гигантопитеки и мегантропы. В родословном роде приматов от низших приматов ответвилось семейство антропоморфных обезьян, сейчас оно выражено 4 родами: гиббоны, орангутаны, гориллы и шимпанзе. От линии антроморфных обезьян ответвилось семейство  троглодитид, от линии троглодитид (гоменоидов) ответвилось семейство гоменид( homo sapiens). Таксонометрический ранг семейства для него оправдан огромной биологической значимостью  такого новообразования, как органы второй сигнальной системы. Троглодитиды не люди, но уже и не обезьяны. Надлежит разделить два подрода: homo sapiens(современный человек) и ископаемый человек(питекантроп). Классификация автора формально близка к данной, но он поднимает на одну ступень выше таксонометрический ранг разделения человека и питекантропа. Принципиально важно лишь сохранить человека в отряде приматов. Поршнев не относит семейство троглодитид к людям, но оно включает всех и любых высших прямоходящих приматов.

Семейство троглодитид.

Отличающая и характеризующая черта семейства-некрофагия(трупоедство). Троглодитиды умели лишь находить и осваивать костяки и трупы умерших и убитых хищниками животных. Орудия нужны были им для того,  чтобы расчленять крепкие органические покровы. Мегантропы и гигантопитеки пытались адаптироваться путем наращивания мощи челюстей, но это оказалось непродуктивным.  Прямоходящие высшие приматы-разбиватели были одновременно и носильщиками, поэтому троглодитиды были прямоходящими(верхние конечности должны были оставаться свободными от функции перемещения для функции ношения).

Уровни австралопитеков, включая тип homo habilis, питались мозгами животных, убитых саблезубыми тиграми, умели разбивать кости для добывания мозгов. После кризиса фауны(вымирания тигров, слонов) австралопитеки были обречены.

Только одна ветвь троглодитид пережила кризис-археоантропы. Они селились на берегах рек( реки приноси туши умерших животных). Первичной задачей археоантропов было разрезать  камнями в форме рубил шкуры и кожу животных,  разрезать связки, раздвигать ребра. На этом этапе развилось поедание не только мозга, но и мяса. Новый кризис наступил с разрастание числа  хищников и уменьшением травоядных. Род  археоантропов был обречен.

Обновленными из кризиса вышли лишь палеоантропы. Их источники мясной пищи были на берегах и в водоразделах. Их камни все более приспособлены для резания и разделки мяса животных, поверхностно поврежденных хищниками. Но они по прежнему предпочитают мозги. Они способны расселиться и найти мясную пищу в разных ланшафтах, по-прежнему не охотясь. После третьего этапа палеоантропы осваивают новые условия. Когда они оббивали камни камнями, высекались искры, т.е. зачатки огня возникали непроизвольно  и сопровождали биологическое бытие троглодитидов. Первая польза от огня-вытапливание с его помощью допольнительного количества костного мозга.

Происходит явление адельфофагии-умерщвление и поедание части собственного вида. Появляется новый феномен-зачаточное расщепление самого вида на почвы, специализации, особо пассивная, поедаемая часть популяции, которая затем очень активно, отпочковывается в особый вид с тем, чтобы стать особым семейтсвом-неоантропы. Переход к уровню homo sapiens становится возможным после активизации деятельности и возникновения речи у неоантропов.

Речь и сознание. Знаки.

Есть 4 комплекса научных знаний для исследования проблемы возникновения человеческой речи:

1.  Современное общее языкознание(симиотика-наука о знаках).

2.  Психолингвистика(психология речи).

3.  Физиология второй сигнальной системы, нормальная и паталогическая нейропсихология речи.

4.  Эволюционная мифология мозга и органов речевой деятельности.

По А.Д.  Сухову:

1)  Религиозное верование зародилось у палеоантропов около двухсот тесяч лет назад.

2)  Членораздельная речь возникла с появлением неоантропов около 40 тыс лет назад.

А.Я. Брюсов утверждал , что даже самые древнейшие каменные орудия необходимо подразумевали сложившийся аппарат речевого общения людей. У человеческих речевых знаков при строгой логической проверке не оказывается ни единого общего множителя, кроме произношения звуков. Человеческие языковые знаки определяются как антогонисты тем, что узнаются или издаются животными, значит:

1.  У человека есть способ искуссно связывают знак и обозначенный предмет. Они принципиально отторжены.

2.  Отторженность знака от обозначенного предмета осуществляются заменимостью и совместимостью разных знаков для того же предмета. Присущая человеческой речи способность передавать одно и то же значение разными знаками, требует обратной способности блокировать эту диффузию.

3.  У человека присутствуют интонации, мимика, жестикуляция. Мимика у животных есть только у обезьян, но она означает эмоции, а не знаки.

4.  К человекческим знакам относится категория вторичных производных знаков.

Выгодский объяснил высшие психические функции с помощью речи, языка, второй сигнальной системы.Высшие психические функции(мышление, память) являются производными от речевой функции. Формированием зрительного образа управляет  задача, стоящая перед субъектом. Вторая сигнальная система всей высшей нервной деятельности служит средством торможения любых первосигнальных, двигательных и вегетативных рефлексов, но так и не возбуждает их.

По И.П. Павлову, вторая сигнальная системапостоянно оказываетотрицательную индукцию на первую. Специфическая работа мозга человека складывается из:

1.  Сенсорных, моторных или речевых центров.

2.  Лобных функций, передних лобных формаций.

3.  Остальных отделов мозга, однородных у человека и височных у высших животных.

У всех троглодидов и палеоантропов в архетектонике мозга отсутствовали все верхние префрактальные формации головного мозга, а так же те зоны височной и теменой областей, которые осуществляют второсигнальное управление и деятельностью, и восприятием, и всеми функциями организма. Мозг археантропа не содержит отделов, необходимых для речевой деятельности, для трудовой деятельности. У палеоантропов не достает развития верхней лобной доли, которая у человека осуществляет речевое регулирование, програмирование деятельности. У них росла затылочная часть-зрительная и обонятельная, т.е. речь и труд не могли бы возникнуть на базе мозга обезьяны, даже антропоморфной.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Доклады
Размер файла:
20 Kb
Скачали:
0