Проблема происхождения и развития сознания

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

36. ПРОБЛЕМА происхождения и развития сознания

Главная загадка психологии – загадка сознания. Труднее всего объяснить то, что и так очевидно. Но еще труднее говорить о том, как это очевидное зародилось. Проблема первоначал и конечных целей не является естественнонаучной. Нельзя экспериментально исследовать, что было до того, как все началось, и что будет, после того как все закончилось. Тем не менее, мозг ученого пытается виртуально сконструировать зарождение сознания. Охватить все точки зрения невозможно, поэтому я рассмотрю лишь некоторые разные взгляды на происхождение сознания.

Теория Л.С. Выготского

По мнению Л.С. Выготского среда действовала на животное и видоизменяла его, а животное приспосабливалось к среде и это обуславливало биологическую эволюцию. При этом на животное влияли: генетические предпосылки развития индивида; результаты онтогенетического развития индивида; процесс реализации генетических предпосылок, иными словами, безусловно рефлекторные механизмы и инстинкты. С возникновением человека, который начал действовать на природу и видоизменять ее, используя орудия, к трем имеющимся у животного предпосылкам добавляются: видовой, культурно-исторический опыт человечества; процесс присвоения видового опыта индивидом.

Способность к овладению природы не прошла бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, появились произвольные формы деятельности. Развитие происходило следующим образом. Т.к. человек изменял природу, то его действие должно было подчиняться какому-то плану, целям. А, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. управлять собой. Овладение же собственным поведением происходит, опосредовано, с помощью знаков, автор называет их психическими орудиями. Т.к. человек трудился совместно, то ему необходимо было общаться. Общение же в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Сначала все функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс был интерпсихическим, т.е. межличностным. Затем человек начинает сам себе приказывать, и эти отношения превращаются в отношения с самим собой, т.е. интрапсихические. Этот процесс превращения внешних средств-знаков (зарубки, узелки, жребий и т.д.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и т.д.) автор назвал интериоризацией. Таким образом, по Выготскому всякая функция появляется на сцену дважды сначала во внешнем плане между людьми, а затем во внутреннем.

Постулат Выготского, что сознание вторично, а общественное бытие первично, т.е. исходная внешняя деятельность интериоризируется во внутреннюю и, таким образом порождается сознание, приходит в тупик, т.к. если мы допустим, что в филогенезе сознание появляется вследствие каких-то возникших на заре человечества социальных процессов, которые постепенно интериоризировались и породили сознание. Мы сталкиваемся с неразрешимой проблемой: если древние предки человека, напрочь лишенные сознания, смогли создать неведомые в животном мире социальные отношения, смогли начать трудится или, тем более, беседовать друг с другом, то что им мешало продолжать свою бессознательную социальную жизнь? Зачем им потом понадобилось сознание? Таким образом, социальные процессы оказывают огромное влияние на сознание, но породить его не могут.

Теория А.Н. Леонтьева

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
58 Kb
Скачали:
0