Проблема происхождения и развития сознания, страница 2

Ученик Выготского, в отличие от своего учителя, который отдавал слишком большое внимание знаку, оставляя фактор практической деятельности в тени, решил исправить этот недостаток. В основе любых форм психического отражения от элементарных до наисложнейших лежит активность субъекта.  Поэтому психическое отражение отстает от деятельности. Изменение практической деятельности приводит к изменению психического отражения, а оно в свою очередь перестраивает деятельность. Таким образом, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельностиколлективной. Коллективный труд, в свою очередь предполагал разделение труда. Одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же выступают, как условие его достижения и направлены на промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется новая единица – действие, что в психическом отражении сопровождается переживанием смысла действия. Смысл – отражение отношения цели к мотиву. Значение – обобщенная форма отражения субъекта общественно исторического опыта, приобретенного в ходе  совместной деятельности и общения. Сначала осознаются действия других людей, а через них и собственные действия. Они обозначаются при помощи жестов и звуковой речи. Сначала круг осознаваемого ограничивался лишь отношениями процесса совместной материальной деятельности, и сфера языковых значений сосуществовала с гораздо более широкой сферой инстинктивных биологических смыслов. Итак, Леонтьев считает, что труд рождается в недрах трудовой деятельности, совершенствование которого ведет к развитию мозга и органов чувств, что в свою очередь оказывает обратное стимулирующее воздействие на труд. Аргументы Леонтьева мало убедительны, остается непостижимым как люди, еще не обладающие сознанием, уже способны к труду, а значит и к коммуникации. Таким образом, социальное не причина, а эффект существования сознания.

Теория Э. Нойманна

Задача сознания – осознать себя как единство. Движущей силой развития сознания является центроверсия – это врожденная тенденция целого к созданию единства своих частей и к синтезу их в объединенные системы. Центроверсия  обеспечивает единство и целостной системы, организма и равновесие в этом единстве. Ее задача не только поддерживать статус целого, но и развивать более крупные и сложные единства, расширяя эмпирическую область, с которой организм вступает в контакт. Энергия свойственная психике – либидо.  Либидо – энергия присущая как бессознательному, так и сознанию.

На начальных этапах сознание обладает малым количеством этой энергии. При ассимиляции б/с материала часть либидо направляется в сознание, а часть в б/с, где активизирует, наполняет энергией архетипические комплексы, которые посредством ассоциации могут подниматься наверх в виде случайных идей или же принимают вид новой б/с констелляции. Возбудимость является необходимым свойством органической материи, обеспечивающим ориентацию в окружающем мире. Благодаря возбудимости начинает происходить дифференциация органов чувств. Т.е. психическая система реагирования представляет собой психическую ассимиляцию мира, отпечатки которой откладываются в инстинктах. Большинство из которых являются бессознательно встроенными в структуру тела. У человека наряду с инстинктами схожими с животными  появляются другие инстинкты – архетипы, которые также являются отпечатками мира, ассимилированными психикой и отложенные в ней. Человек бессознательно создает тот же созидательный процесс в своей душе, который находит в природе. Но с ростом области дифференциации растет необходимость управления и контроля, а значит, нужен и орган, выполняющий эту функцию – сознание. С течением времени все большие области дифференциации становятся все больше представлены в сознании. Сознание представляет собой синтез восприятия внутреннего и внешнего мира. Развитие сознания проходит архетипические фазы, которые проявляются в мифологических проекциях коллективного бессознательного человечества. Становление сознания происходит в результате дифференциации Эго и б/с. Лишь когда сознательное развитие человечества в целом достигнет стадии осознания себя как единства, будет преодолено уроборическое состояние, когда будущее человечество осознает, что центр, который личность воспринимает как свой центр-самость, един с самостью всего человечества.

Здесь также возникает вопрос, каким образом у бессознательного человека возникают такие сложные образования как архетипы, которые подразумевают достаточно сложные отношения в человеческом обществе.

Теория биологической целесообразности