Понятие интеллекта. Теория функциональной организации познавательных процессов

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

33. Понятие интеллекта.

Отличие интеллекта от мышления заключается в том, что при рассмотрении мышления акцент делается на процессуальной стороне, а при интеллекты – на структуру и организацию.

Существует огромное количество подходов к определению понятию «интеллект».

Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш, Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк.

Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения.Согласно Пиаже, интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта) в виде когнитивных психических схем. Суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к действительности, а его основное значение в структурировании взаимодействия человека со средой.

Согласно теории Пиаже, в процессе развития интеллекта может быть выделено 5 этапов в формировании операций: 1). Сенсомоторный интеллект. (8-10 мес. - 1,5 г.). Ребенок пытается понять новый объект через его употребление, применяя раннее усвоенные сенсомоторные схемы. Варьирование действий и опора на все более очерченные следы памяти. 2). Символический (допонятийный). (1,5 - 2-4 г.). Главное на этой стадии - усвоение вербальных знаков родного языка и переход к простейшим символическим действиям. Происходит формирование образно-символических схем, основанных на произвольном сочетании непосредственных впечатлений. Наиболее чистыми формами символического мышления являются игры.

3). Стадия индуктивного наглядного интеллекта (4 - 7-8 лет). Эксперимент Пиаже: 2 сосуда с одинаковым количеством бусинок. Содержимое одного пересыпают в сосуд другой формы. Работают наглядно - интуитивные схемы. 4). Стадия конкретных операций (7-8 11-12). В качестве показателей выступают 2 типа рассуждений: а)  о состоянии объекта населения. ( дно узкое, поэтому бусинки расположились выше); б) принцип обратимости. Появляются операциональные схемы, лежащие в основе понимания реальных процессов. 5). Стадия формальных операций (или рефлексивный интеллект), 11-13 - 14-15 лет. В этом возрасте формируются формальные, категориально - логические схемы, позволяющие строить гипотетико-дедуктивные рассуждения. Признаком наличия таких схем является способность к комбинаторике (комбинирование суждений с целью проверки их истинности или ложности), исследовательская позиция, возможность сознательно проверять ход собственных и чужих мыслей. В развитии интеллекта выделяют 2 основных линии: 1). Интеграция операциональных когнитивных структур. 2). С ростом инвариантности. Пиаже оборвал свои исследования возрастом 14 - 17 лет. В 20 - 35 лет намечается пик интеллектуальной продуктивности, можно ожидать наибольшую зрелость интеллектуальных механизмов. Существует предположение, что многие взрослые люди с очевидностью демонстрируют практически все эффекты детского мышления.

Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, М. Шюрер считает, что интеллект – это "относительно постоянная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связи"

Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей. По его мнению, индивидуальный интеллект складывается по типу того, как образуются, генерализуются и закрепляются мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение). Следовательно, суть интеллектуального воспитания заключается в формировании культурных внутренних процессов, которые лежат в основе способности к постоянному

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
84 Kb
Скачали:
0