Обзор статей «О тенденциях развития Теории деятельности А.Н.Леонтьева»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Оформление титульного листа курсовой работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

ОБЗОР СТАТЕЙ

«О тенденциях развития Теории деятельности А.Н. Леонтьева»

                                                     Студент:

                                                                                          Кириленков К.В. группа 9911.                                                                                                         

 
 
 

Новосибирск

2009

Оглавление

1.  Предпосылки и начало разработки теории деятельности А.Н. Леонтьева…………………………………………………………………….3

2.  Развитие теории деятельности и направления современных фундаментальных исследований опирающиеся на неё…………………...5

3.  Практическое применение…………………………………………………..8  

4.  Критика теории деятельности……………………………………………… 9

5.  Перспективы и возможные пути развития………………………………..12

6.  Ссылки на используемую литературу……………………………………. 13

Предпосылки и начало разработки теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Начало разработки теории деятельности или деятельностного подхода в советской психологии относится к 1920-1930 гг. В этот период были предложены основные идеи и принципы деятельностного подхода в психологии. Причём разработка теории деятельности велась параллельно С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым (некоторые авторы видут дискуссии о отнесении Л.С. Выготского к сторонникам деятельностного подхода), которые в своих работах опирались на философскую теорию К. Маркса и культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Хотя «Психологическая теория деятельности отличается от культурно-исторической психологии существенным образом, но обе они создавались одной и той же группой ученых. Так по крайней мере следует из заявления Леонтьева, что Выготский внес свой вклад в основание психологической теории деятельности. И Выготский, и Леонтьев параллельно работали в обоих направлениях. Главное различие между культурно-исторической психологией и психологической теорией деятельности состоит в основном предмете исследования: для культурно-исторической психологии это была проблема сознания и опосредование как орудие интериоризации внешнего мира, а для психологической теории деятельности - проблема объектной ориентации одновременно во внешней и внутренней ментальной деятельности. Конечно, в психологической теории деятельности проблема посредничества также возникает, но в то время как для Выготского сознание опосредовалось культурой, для Леонтьева разум и сознание опосредуются орудиями и объектами » [15] В данной работе нас будет интересовать в основном направление развитое школой А.Н. Леонтьева его учениками и последователями: П.Я. Гальпериным, В. В.Давыдовым и др.

Предпосылки и идеи для создания теории деятельности в психологии имелись уже в XVIII – XIX вв. Кратко остановимся на основных идеях философов, давших новый взгляд на понимание человека, который определил в свою очередь возможность создания теории деятельности. Прежде всего стоит упомянуть И. Г. Фихте, который стал развивать идею о том, что субъект определяет себя через деятельность объективации, т.е. через создание предмета, который внешне противостоит субъекту, и вместе с тем является единственно возможным способом конструирования самого субъекта

Идеи Фихте были развиты Гегелем, который говорил о том, что субъект существует лишь за счёт того, что самоопределяется в процессе саморазвития. А это в свою очередь предполагает создание предметного мира человеческой культуры посредствам я труда, языка и прочих форм деятельности. Такая деятельность по Гегелю является необходимым условием саморефлексии так называемого Абсолюта, которая является условием его становления.

Следующим кто взял эстафету развития идей Фихте и Гегеля о становлении субъекта через деятельность явился К. Маркс. Маркс понимает деятельность, как практику, акцентируя внимание на том, что создавая предметный мир, человек не просто удваивает себя, как бы ставя перед собой своеобразное зеркало, в котором он отражается, а начинает созидать себя. Самоизменение возможно лишь через «изменение обстоятельств», через предметную деятельность.

Деятельностные концепции предложенные Фихте, Гегелем, Марксом имеют в себе идею опосредования, что противостоит пониманию сознания

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Домашние задания
Размер файла:
113 Kb
Скачали:
0