Социальные типы, типы характера человека (по Э.Фромму)

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Калганова, 12911

Социальные типы, типы характера человека(по Э.Фромму).

По Э.Фромму, каждый человек по-разному решает жизненные проблемы, что обусловлено его характером. Часто термины «характер» и «темперамент» используют как синонимичные, такое использование является ошибочным. Темперамент относится к стилю или способу реагирования, он является врожденным и не поддается изменениям. Характер формируется посредством жизненного опыта и в дальнейшем может претерпевать изменения. Различие в характерах, в отличие от различия в темпераментах является вопросом этики.

Личность- совокупность как унаследованных,  так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельного взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным.

В процессе жизни у человека складывается определенное отношение к миру. Он либо приобретает и покупает вещи, это процесс ассимиляции, либо взаимодействует с людьми, процесс социализации. Отсюда вытекает, что характер- «относительно постоянная форма, в которой канализируется энергия человека в процессах ассимиляции и социализации». Человек совершается поступки в соответствии со своим характером, такое внутреннее и внешнее соответствие помогает ему организовать свою жизнь. Также при помощи характера человек адаптируется к обществу, посредством семьи и воспитания родителей. Фромм разделяет индивидуальный характер и социальный. Индивидуальный формируется посредством наложения жизненного опыта на темперамент и физическую конституцию. Привычки, являющиеся приспособлением к социальным нормам и культурным моделям, меняются при их смене, они составляют социальный характер.

В идеальном характере выделяется непродуктивные виды ориентации и продуктивные. Автор отмечает, что каждый характер состоит из многих типов, но одна является ведущей.

Непродуктивная ориентация:

1) Эксплуататорская

Такое человек также ищет источник удовлетворения потребностей вовне, он берет «свое» силой или обманом. Предметом их любви является человек, которые уже имеет партнера, свободные их не интересуют. Они воруют или перефразируют чужие идеи, хотя, стоит отметить, делают это только в силу своего характера, так как сами способны на создание чего нового. Примером таких людей могут быть клептоманы, даже при достаточной материальной обеспеченности, таким людям нравится брать чужое. Враждебность и манипуляция по отношению к другим, циничность, зависть, ревность основные их чувства.

2) Рецептивная

Все что нужно, человек данного типа пытается получить извне- любовь, удовольствие, знание и т.п. Они не выбирают сами себе спутника жизни, а находят тех, кто их любит, таким людям сложно расставаться со своими партнерами. В знаниях такие люди активно впитывают идеи, не производя при этом свои. Чтобы не потерять свой «источник» в виде человека, который им что-то дает, такие люди не говорят «нет» и отличаются преданностью, что делает их зависимыми от других людей. У них нет своего мнения и чувства ответственности поэтому, они полагаются на мнения других. Такие люди много едят и пьют, чтобы побороть волнение, поэтому выразительной частью их лица является полуоткрытые губы. В общем, такие люди оптимистичны и дружелюбны, готовы оказать поддержку другим.

3) Рыночная

Успех такого человека зависит от умения продать себя. Человек следует определенной модели поведения, характерной для данного общества. Такой человек хорошо адаптируется, восприимчив к изменению отношения к нему, честолюбив. В основном ориентируется на образы успешных людей пропагандируемых рекламой, индустрией кино и т.п. У такого человека чувство самоуважения и самоидентификации зависит от исполняемых им ролей. Человек не способен к любви, хотя и пытается выразить в ней всю глубину чувств. В интеллектуальной сфере все направлено на быстроту, знания поверхностны.

4) Накопительная

Человек направлен внутрь себя, новое встречает с недоверием. Скупость во всем- деньги, мысли, чувства. В любви пытаются не давать, а брать, овладеть партнером.  Стоит отметить, что они привязаны к людям и особенно сентиментальны к воспоминаниям. Знают много, но мышление непродуктивно. Такие люди молчаливы, замкнуты, склонны к педантизму и упрямству.

Продуктивная ориентация

Независимый, творческий, спокойный, ориентированый на социально –полезные поступки тип человека. Такой человек способен к продуктивному мышлению, воспринимать мир таким, какой он есть и в тоже время преобразовывать его. Такой человек «постигает мир эмоционально и интеллектуально  через деятельность любви и разума». Только истинная любовь сопряжена с продуктивностью, она имеет такие свойства как забота, ответственность, уважение и знание. Благодаря творческому самовыражению, такой человек создает посредством продуктивного труда,  предметы, необходимые для жизни. Люди такого типа обладают зрелой и целостной структурой характера, такой характера должен быть конечной целью в развитии человека.

Социальный характер

Социальный характер- « ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие одной и той же культуре, отличаются друг от друга». Люди в обществе выполняют определенные функции, которые диктуются социальной системой. Чтобы существовать в пределах социальной системы человек должен обладать социальным характером, который направляет и формирует энергию в общество, для дальнейшего его продолжения.

Семья является институтом передающим ребенку социальные нормы. Происходит это либо через влияние характера родителей, на формирование ребенка, либо через способы воспитания детей. Характер родителей выражает социальный характер, а способы воспитания, опираются на характерные для данной культуры.

Экономическое состояние, влияет на формирование социального характера, что в свою очередь влияет на формирование идей и идеалов общества. Также и сами идеалы влияют на социальный характер, который затем уже влияет на экономику. Почему те или иные идеалы завоевывают умы людей можно понять, только проследив историческое развитие социального характера, свойственного данному типу общества.

Все выше сказанное говорит о том, что Э. Фромм делает акцент на том , что на формирование личности влияют социо-культурные факторы, а типы личности формируются посредством социальных структур. Он не утверждает, что описанные им характеры присуще всем людям, они «идеальны», а каждый человек уникален и содержит различные комбинации «идеальных» характеров, формирующиеся посредством индивидуальной жизни.

Список литературы:

1)Эрих Фромм «Гуманистический психоанализ», серия «Хрестоматия по психологии».

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
18 Kb
Скачали:
0