Анализ статьи А.А.Воронина «Техника и мораль», страница 2

Отправным пунктом такой оптимизации Агацци считает самопонимание человеком самого себя. Он считает, что человеческая природа заключает в себя физически-телесное (факты) и духовно-социальное (цели). Природа человека – это не только образ должного, но реальное поле возникновения этого образа, пространство коммуникации, в котором возникают все характеристики человека: родовые, всеобщие, особенные, индивидуальные. Увидеть себя извне и изнутри можно только в контексте и в масштабе культуры. Природа человека это состояние души, но душа – это феномен культуры, так же как и сам человек.

Итак, если техника – способ общаться, то для моральной проблематики это означает одно: радикально расширяется представление о моральной вменяемости применяющего технику человека. Расширяется круг адресатов моральной вменяемости, те кто не участвует в разработке, создании, эксплуатации техники включены так или иначе в коммуникационное пространство.  Осваиваемое техникой и вынуждены реагировать на экспансию технического мира в виду ее глобальности.

Далее в статье рассматривается новый моральный империтив технической цивилизации сформулированный Х. Ленком.  В его понимании моральная ответственность должна быть не ответственностью виновного, а ответственностью опекуна (человека). Т.к. человек соучастник эволюции живого. Этот тезис надо понимать предельно  широко, обращая его и к людям, и к сообществам, к культуре, моральным ценностям, традиционным устоям. То есть если мы за техникой и в самой технике видим гуманистическое содержание, то вся проблематика технической этики, где  этические отношения возникают между человеком и чем то неодушевленным, пусть это будет природа, опасные естественно-научные открытия,  возвращаются на круги своя, ставя вопрос, как должны относиться друг к другу люди. «Этика не только должна стать ориентированной на все человечество, но она должна направляться на коллективно действующего человека, с точки зрения более широкого понятия «опекунской»…

Теперь рассмотрим, как моральная проблематика техники преломляется сквозь призму человеческих отношений на примере разбора литературных произведений.

Начнем с романа В.Кормера «Человек плюс машина». Действие романа развивается вокруг эксперимента «машина-люди». Автор романа включает машину в социальную ситуацию и наблюдает драматические  события, психические расстройства , пожары, интриги, угрозы, уголовщину вокруг машины, через идеологию главного героя, наделяя Машину интеллектом. Характерно то, что машина в романе В. Кормера не привнесла ничего машинного в те конфликты и взаимодействия, которые стали предметом наблюдения и эксперимента, но расширила диапазон морально-нравственных оценок и критериев фабулы повествования. Эксперимент был социально-психологическим, а машина лишь фоном для него. Если же о машине говорить, как о человеке, приписывая ей интеллект, эмоции и мораль, то это ни что иное, как технократизм вывернутый наизнанку. Глубокий смысл романа в том, что технократизм родом не из машины, а из головы человека, машина, это повод выстроить отношения между людьми каким-то новым методом.

В рассказе «Модели» задана тема иначе, в нем нет реальных людей , а лишь компьютерные аналоги людей, их  информационные модели. В некой искусственной ситуации взаимодействуют несколько индивидов, как обычные люди со своими характерами, привычками, чувствами. В экстремальной ситуации все герои рассказа поставлены перед выбором того или иного образа поведения. И лишь один герой, от лица которого идет повествование, отказывается от привычных шаблонов поведения и пытается осмыслить ситуацию. Однако все герои рассказа учувствовавшие в разворачивающейся драме – не люди, а компьютерные модели, так же как и вся ситуация, созданная экспериментатором для наблюдения за разными типами личностей в форс-мажорных обстоятельствах. Допустимы ли такие модельные эксперименты, ведь манипуляции подвергаются даже не люди, а сами моральные ценности и социальные роли. И не важно, что субстанция, на которую оказывается воздействие,- информация, т.к. она уже обладает сугубо человеческими, идеальными, моральными и метафизическими определенностями.  Нельзя воспроизводить внутренний мир человека для радикального экспериментирования, даже в благих целях познания.

Остается не решен один принципиально важный вопрос: всегда ли подобные эксперименты аморальны?. Поскольку все герои рассказа погибают, кроме рассказчика, допустим ли эксперимент при более благополучном замысле? Кто и как определяет критерии допустимого и не допустимого в науке, в практике? Не являются ли моральные нормы оковами прогресса, когда возникают проблемы с моральным статусом инновационных проектов? Насколько плотно ни были бы здесь «задействованы» технические устройства, техника как таковая, вопросы возникают сугубо человеческие, гуманитарные.