Анализ статьи А.А.Воронина «Техника и мораль»

Страницы работы

Содержание работы

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Обнинский Государственный Технический Университет Атомной Энергетики

Кафедра Философии и Социальных Наук

Реферат на тему:

Техника и мораль (статья А.А.Воронина  )

Выполнил: студент гр. А2-05

Шпилев В.Г.

Проверил: Малиновская К.В.

Обнинск

2007 г.


Содержание:

Введение…………………………………………………………...

1

Техника и мораль в философских трудах…….…………………

2

 

Заключение………………………………………………………..

6

Список использованной литературы…………………………….

8


Греческое слово «техне» - переводится как искусство, мастерство, умение. Понятие техники уже встречается у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Техника не является естественным образованием, она создается. Произведенный человеком объект называют артефактом , а техника есть совокупность артефактов, создаваемых и используемых методами инженерной деятельности, это и есть понятие философии техники.

Всего несколько десятилетий назад вклад техники в развитие цивилизации приветствовался. Ее положительное значение не оспоримо, но когда стало нарастать беспокойство по поводу развития техники, резко возрос интерес к ее социальным и моральным аспектам.

Проведем анализ статьи А.А. Воронина «Техника и мораль». В ней автор рассматривает проблему взаимоотношения  техники и морали опираясь на статьи  зарубежных философов и отечественных литераторов.

Техника стала виновницей всех цивилизационных бед, она несет ответственность за все, что нам так не нравится в жизни – вонь, копоть, шум в городах, жуткий темп на работе, мусор в лесу, мазут в озерах и многое другое. Техника индифферентна к факту своего использования, поэтому моральные суждения о технике почти не зависят от ее понимания. Здесь действует иной континуум оценок – оптимистический и пессимистический.

Оптимизм связывается с технократическим мышлением.

Пессимистические взгляды более основательно разработаны в философской литературе.

Самую радикальную позицию обозначил Ф. Юнгер. Он считает технику безнравственной: во первых, человек губит природу хищнически  используя ее ресурсы, во вторых- человек подчиняется технике, ее рациональности и организации, в третьих -  техника вызывает насилие как модус жизни, отсюда войны.

Человек сам стремиться целиком подчинить себя требованиям технической рациональности, постепенно подавляя в себе духовное противостояние, волю к сопротивлению. Можно с полной уверенностью сказать, что те огромные силы, которые человек приобрел в результате технического прогресса, хищнически эксплуатируя природу, обратят против него самого свою разрушительную энергию.  Против человек ополчилось гигантское скопление стихийных сил, управляемых механикой; в этом состоит регресс, объем которого прямопропорционален объему продолжающегося технического прогресса.

Итальянский же философ Эвандро Атацци предлагает концепцию. Обосновывающую сферы корректного «морального измерения науки и техники». Он исходит из понимания науки как системы деятельности и знания, отвечающей на вопрос Почему?, техники -  Как?, технологии – Почему?  и  Как?  Агацци говорит: « В рамках социологической концепции науки разговор об этике и ответственности излишен. Наука есть социальный продукт, она просто выражает этику общества и нет смысла судить о ней с точки зрения морали, и регулировать ее»…

«Внутри» науки, техники, научного и технического знания нет м орального измерения. Последнее возникает только там, где есть взаимодействующие с друг другом люди. С этим согласен и Агацци : «Внутренняя аморальность технологии приводит к тому, что современный человек принимает технологические критерии в качестве критериев своей деятельности.  Вместо того, чтобы обвинять науку и технологию в проникновении во все сферы нашего существования, мы должны спросить себя, до какой степени их проникновение стало возможным из-за познавательного и практического пренебрежения теми ценностями, которые должны хранить смысл существования и обеспечивать бдительность»…

В этом высказывании явно просматривается идея – за любым культурным, научным, техническим артефактом стоит человек в качестве автора, изготовителя, оператора, потребителя. В моральных суждениях о науке и технике следует принимать во внимание цели, средства, условия, обстоятельства и последствия. Вся книга Агацци – это дотошный анализ  основных понятий и категории, имеющих отношение к моральной оценке нынешней т технологической цивилизации. Но удивляет вывод автора о том, что при моральной оценки феномена техники нужна взаимодополнительность этических теорий: «Диалектическое сравнение различных вариантов выбора должно привести к объективному рациональному суждению о том,  как  конкретно соотносятся ценности и долги. Следует выбирать действие, которое гарантирует их оптимальное соотношение.»

Похожие материалы

Информация о работе