Ответы на экзаменационные вопросы № 1-30 по дисциплине "Экономическая и политическая география зарубежных стран" (Динамичность политической карты мира. Природные условия и ресурсы Австралии, география населения), страница 26

Черная металлургия на богатой минерально-сырьевой базе, комбинаты в Бхилаи и Бокаро (каждый мощностью по 4 млн т стали). Цветная металлургия – быстро развивается алюминиевая (собственное сырье) – в Корба и Алвае. Производство меди – на северо-западе (Кхетри, Чатсила). Благодаря построенным предприятиям тяжелого энергомашиностроения страна полностью удовлетворяет свои потребности в этой сложной продукции, быстро развивается производство электронной продукции и других видов высоких технологий (создана сеть технопарков). Ведущие центры Мумбаи, Ченнаи, Калькутта и др. Быстро развивается автомобильная промышленность. Развиты нефтехимия, производство красителей, фармацевтическая промышленность, производство минеральных удобрений. Индия стала четвертым в мире производителем азотных удобрений, продолжая при этом импорт минеральных удобрений. Производство цемента увеличилось с 2,7 млн т в 1950—1951 гг. до 82,4 млн т в середине 1990-х гг. (5-е место в мире). Текстильная промышленность на собственном сырье - хлопок, джут, шелк, синтетические материалы. Современная х/б промышленность особо развита на юге и западе, джутовая – в районе Калькутты, шерстяная – на севере и северо-западе. Пищевая промышленность – повсеместно (часть на экспорт). Мировая известность – производство чая – Калькутта и юг, сахара и др.

Сельское хозяйство - доля сельскохозяйственного населения Индии 65%, сельское хозяйство давало около 30% ВВП страны. Насчитывается свыше 100 млн землевладений, 80 % из них — мелкие и мельчайшие хозяйства с участками менее 1 га обрабатываемых земель. Площадь обрабатываемых земель 141 млн га. Быстрыми темпами растет производство пшеницы (северо-запад, север). Пшеницу выращивают на поливных землях. Сборы просяных (34 млн т) - на обширных площадях во внутренних, слабо орошаемых районах. Большое значение придается расширению посевов кукурузы, важной продовольственной и фуражной культуры (сборы 10 млн т). Увеличилось производство разнообразных масличных культур (25 млн. т): прежде всего арахиса, выращиваемого в основном на юге, рапса и горчицы (север), а также кунжута, клещевины, льна на семя, подсолнечника в разных районах. Чай - внутреннее потребление растет, и потому экспортные возможности уменьшаются (на крайнем северо-востоке, на юге) - 1 млн т. Производство кофе - в горах южного штата Карнатака. Возделывают разнообразные специи и пряности (черный перец, кардамон, имбирь, красный перец чили и др.) - экспортное значение. Индия занимает 3-е место в мире по производству табака. Сахарный тростник - в Южной и Западной Индии, на орошаемых землях. Хлопок – на Деканском плоскогорье, орошаемых землях юга. Джут – Западная Бенгалия. Развивается садоводство. Животноводство – 1-е место по поголовью КРС (продуктивность скота низкая – слабая кормовая база) – используется в первую очередь как тягловая сила. В приморских южных и западных областях – рыболовство.

Транспорт. Все виды транспорта: сеть железных дорог (63 тыс. км) - железнодорожные магистрали, образующие стороны «золотого четырехугольника» Дели — Мумбаи — Чиннаи — Калькутта, называют «коридорами высшей грузонапряженности». Строительство новых дорог идет замедленно, главным образом в районах освоения минерально-сырьевых ресурсов и крупных государственных новостроек. Обширная сеть автогужевых дорог (3,3 млн км) - выделяются национальные автомагистрали, связывающие крупнейшие города страны, ведется расширение автодорожной сети в приграничных горных районах крайнего северо-востока и Кашмира, где автодорожный транспорт имеет особо важные стратегические функции. Работают морские порты (11 главных – основные Мумбаи, Калькутта, Чиннаи), функционируют авиалинии и аэропорты международного класса, запускаются (с 1988 г.) на околоземную орбиту индийские спутники, и в то же время громадную роль продолжают играть «человеческий» транспорт (5 млн велорикш) и упряжки волов, перевозящие в 4—5 раз больше грузов и пассажиров, чем железные дороги страны. При довольно быстром развитии транспорт тем не менее отстает от гораздо более быстро растущих потребностей.