Питание и режим рек (План-конспект урока географии для 6 класса), страница 2

Вопрос классу: Назовите мне, пожалуйста, реки с дождевым типом питания.

Предположительный ответ: Амазонка, Конго, Миссисипи, Волга, Ориноко, Днепр.

Правильно, молодецы.

Вопрос классу: А кто может назвать реки со смешанным типом питания?

Предположительный ответ: Лена, Обь, Енисей, Юкон, Нил, Дунай.

Очень хорошо, присаживайся.

Этот вопрос мы разобрали, если что-то не понятно, я поясню. И переходим к следующему вопросу.

3. Режим рек

Запишите, пожалуйста, в тетрадь следующие понятия:

Режим рек – это закономерное изменение состояния реки во времени (изменение уровня, скорости течения, температуры воды и т.д.).

Отложите пока ручки в сторону и послушайте.

Для рек характерны периоды с типовыми уровнями, повторяющимися каждый год. Они называются меженью, половодьем и паводком.

Межень – самый низкий уровень воды в реке. В межень реки маловодны, главным источником питания являются подземные воды. В умеренных широтах различают летнюю и зимнюю межень.

Вопрос классу: Чем обусловлена летняя и зимняя межень?

Предположительный ответ: Летняя межень наступает в результате большого поглощения осадков почвой и сильного испарения, зимняя – в результате отсутствия поверхностного питания, так как реки покрыты льдом.

Правильно, присаживайтесь.

Половодье – высокий и продолжительный подъем уровня воды в реке, который обычно сопровождается затоплением поймы. Наблюдается каждый год в один и тот же сезон. В половодье реки имеют самую большую водность.

Вопрос классу: Что вызывает половодье?

Предположительный ответ: Весенним таянием снега на равнинах, летним таяние снега и льда в горах и в полярных странах, обильными дождями.

Очень хорошо, присаживайся.

Паводок – быстрый, но кратковременный подъем уровня воды в реке и значительное увеличение водности; в отличие от половодья возникает нерегулярно. Образуется обычно от обильных дождей, временами в результате быстрого таяния снега.

Высота подъема воды в половодье и паводки – разная. Так, весенний подъем воды на большинстве рек  Восточно-Европейской равнины достигает 4 м, на реках Беларуси – от 1 до 5 м.

На рисунке 49 изображен график изменения уровня Днепра у г.Жлобина. На нем видно, что максимальные уровни воды наблюдаются в апреле-мае. Вопрос: С чем это связано?

Предположительный ответ: С таянием снегов весной.

Правильно, молодец.

Самые высокие подъемы воды приводят к наводнениям. При наводнении река затапливает местность, которая располагается в речной долине выше ежегодно затапливаемой поймы.

Вопрос классу: В результате чего наступают наводнения?

Предположительный ответ: Возникают наводнения в исключительно многоводные годы в результате большого притока воды в периоды снеготаяния или ливней, а также при загромождении русла льдом во время ледохода.

Вопрос классу: Для каких рек наиболее характерны наводнения?

Предположительный ответ: Наводнения часты на реках Восточной Азии, где они вызываются обильными летними дождями; случаются также в Белорусском Полесье и на других реках мира. Они приносят большой вред населению.

Очень хорошо.

Реки холодных и умеренных широт в холодный период покрываются льдом. Мощность ледяного покрова может достигать 1-2 м. Но некоторые участки рек зимой не замерзают. Вопрос: Как называются эти участки?

Ответ: Эти участки называются полыньями.

Вопрос: А где они чаще всего наблюдаются?

Ответ: Чаще всего полыньи наблюдаются в местах быстрого течения, при выходе реки из глубокого озера, на месте большого количества источников. Замерзание и вскрытие рек сопровождается ледоходом.

Очень хорошо, мы разобрали последний вопрос. Если кому-то что-либо не понятно, спрашивайте, я поясню.

IV.     Закрепление нового материала

Ну а сейчас проверим, как вы усвоили новый материал.

Вопрос 1: Кто может объяснить, чем отличаются горные и равнинные реки?

Предположительный ответ: Горные реки имеют значительные уклоны, быстрое течение, обычно текут в узких долинах. Равнинные реки характеризуются небольшим уклоном, медленным, спокойным течением.

Правильно, молодцы. Следующий вопрос.

Вопрос 2: Какие существуют основные источники питания рек?

Предположительный ответ: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное, смешанное.

Молодцы, правильно ответили на этот вопрос.

Вопрос 3: Дайте определение межени и половодья.

Предполагаемый ответ: Межень – самый низкий уровень воды в реке. Половодье – высокий и продолжительный подъем уровня воды в реке, который обычно сопровождается затоплением поймы.

Очень хорошо. Следующий вопрос.

Вопрос 4: Дайте определение паводка.

Предполагаемый ответ: Паводок – быстрый, но кратковременный подъем уровня воды в реке и значительное увеличение водности. Очень хорошо.

Вопрос 5: Дайте определениенаводнения.

Предполагаемый ответ: При наводнении река затапливает местность, которая располагается в речной долине выше ежегодно затапливаемой поймы.

Молодцы, правильно.

А теперь следующее задание. Проверим, как вы запомнили крупные реки мира.

Задание 6:Два ученика выходят к доске. Один называет реки, а другой показывает их на карте (не более 5 рек). Затем меняются, и второй называет, а первый показывает.

Замечательно, присаживайтесь. И еще два ученика выходят к доске.

Все остальные внимательно наблюдают и стараются запомнить расположение рек.

V.Домашнее задание

Дома перепишите в тетрадь и заполните таблицу на стр.82, а так же запишите в тетрадь любую реку Беларуси, определите тип питания и ее режим; как она используется человеком в хозяйственной деятельности. На следующем уроке я соберу тетради и проверю ваше домашнее задание.  Урок окончен, можете отдыхать и готовиться к новому уроку.