Питание и режим рек (План-конспект урока географии для 6 класса)

Страницы работы

Содержание работы

Дата:                                                 6 класс

Тема:    Питание и режим рек

Цели урока: 1. Обучающая: Сформировать понятие о типах рек в зависимости от рельефа местности; режимах и типах питания.

2. Развивающая: Выработать умения показывать на карте крупнейшие реки мира, определять их режим и тип питания.

3. Воспитательная: Показать значение горных и равнинных рек в хозяйственной деятельности человека.

Оборудование урока: атлас, карта Беларуси, физическая карта мира, контурная карта мира, ТСО.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.  Организационный момент

Захожу в класс, делаю минутную паузу. Приветствую учащихся: «Здравствуйте, присаживайтесь». Проверяю, все ли предметы лежат на столе, которые необходимы для урока. Отмечаю отсутствующих, задаю домашнее задание.

II.  Проверка знаний и умений

Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал, изученный на прошлом уроке (тема «Реки»).  Проверку мы проведем следующим образом: два ученика получат карточки с заданием, остальных я буду опрашивать устно.

Карточка 1: Описать р. Конго по плану: географическое положение бассейна, его рельеф, исток реки, направление течения, устье, правые и левые притоки. Можете пользоваться атласом, ответ запишите на отдельный листок.

Предполагаемый ответ: Бассейн реки располагается в центральной части Африки, почти по середине пересекается экватором. Долина Конго охватывает впадину Конго с ее краевыми плоскогорьями. Река образуется при слиянии Луалабы и Чамбези, течет с юга на север, пересекает экватор и затем меняет свое направление на юго-западное. Конго впадает в Атлантический океан. Крупнейшие  левые притоки: Ломами, Лулонга, Руки, Касаи, Ква, Кванго; правые: Лувуа, Монгала, Убанги (самый крупный приток К.), Санга.

Карточка 2: Цифрами на контурной карте обозначить следующие реки:

1 – Нил; 2 – Дарлинг; 3 – Миссисипи; 4 – Конго; 5 – Днепр; 6 – Амазонка; 7 – Рейн; 8 – Амур; 9 – Хуанхэ; 10 – Ганг.

Пока эти ученики будут выполнять задания по карточкам, мы с вами проверим устно домашнее задание.

Вопрос 1: Дайте определение реки и речной системы?

Предполагаемый ответ: Река – это природный водный поток, который течет постоянно. Река вместе со своими притоками образует речную систему. В каждой речной системе отличают главную реку и ее притоки. От главной реки и получают свое название речные системы. Приведите, пожалуйста, пример. Например, самая крупная в мире речная система Амазонки.

Спасибо, правильно, присаживайтесь.

Вопрос 2: Дайте определение истока и устья реки?

Предполагаемый ответ: Место начала реки называется истоком. Истоком может быть озеро, болото, родники, ледники. Для крупных рек нередко за исток условно принимается место слияния двух рек разных названий. Реки впадают в озера, моря и другие реки. Место впадения реки называется устьем.

Хороший ответ, присаживайтесь.

Вопрос 3: Покажите, пожалуйста, на карте исток и устье рек: Инд, Парана, Дунай.

Предполагаемый ответ: Река Инд берет начало в Гималаях, течет по Индо-Гангской низменности и впадает в Аравийское море. Исток Параны находится на Бразильском плоскогорье, затем река сливается с Парагваем, образует речную систему Ла-Плата, которая впадает в Атлантический океан. Дунай берет начало в предгорье Альп, протекает по Среднедунайской и Нижнедунайской низменностям и впадает в Черное море. 

Спасибо, правильно.

III.  Объяснение нового материала

А теперь перейдем к новой теме. На этом уроке мы рассмотрим тему «Питание и режим рек». Вопросы, которые мы сегодня изучим:

1.  Равнинные и горные реки

2.  Питание рек

3.  Режим рек

Рассмотрим первый вопрос новой темы.

1. Равнинные и горные реки

Реки в зависимости от рельефа разделяются на две большие группы: равнинные и горные. Многие реки в верхнем течении – горные, в среднем и нижнем – равнинные.

Вопрос классу: назовите и покажите на карте примеры таких рек.

Предположительный ответ ученика: Инд, Ориноко, Нил, Парана, Дарлинг, Обь, Енисей и др.

Продолжим.

Горные реки имеют значительные уклоны, быстрое течение (3-6 м/с), обычно текут в узких долинах. Равнинные реки характеризуются небольшим уклоном, медленным, спокойным течением (0,3-0,5 м/с), текут в широких долинах.

Вопрос классу: Кто знает, как используются человеком горные и равнинные реки?

Предположительный ответ ученика: на горных реках часто строятся гидроэлектростанции, т.к. эти реки имеют большую скорость течения. Равнинные реки используются для сплава леса, коммунально-хозяйственных потребностей человека и др.

Молодец, очень хорошо.

А теперь я вам покажу фотографии рек, горных и равнинных, крупнейшие гидроэлектростанции, которые на них расположены; сплав леса по рекам и др. 

На этом первый вопрос в данной теме заканчивается. Ребята, вам понятно все? А теперь переходим к следующему вопросу.

2. Питание рек

Запишите, пожалуйста, в тетрадь следующие понятия:

Поступление воды в реки называется их питанием. Выделяют  четыре основных источника питания рек: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное.

А тетерь положите ручки и послушайте меня.

Дождевое питание присуще рекам, где осадки выпадают в виде дождя (низкие широты); снеговое – рекам, где на протяжении холодного периода накапливается много снега (большая часть рек умеренных и полярных широт); ледниковое – рекам высоких горных областей; подземное – рекам, протекающим в широких долинах на равнинах.

Но значительно чаще встречаются реки со смешанным питанием, т.е. преобладает два типа питания: дождевое и подземное, снеговое и дождевое и др.

Похожие материалы

Информация о работе