Практикум курса «Картография» (Лабораторные работы № 1-18: Характеристика элементов географической карты. Построение картографической сеток), страница 7

а) упрощение плановых очертаний площадных и линейных объектов;

б) объединение выделов;

в) исключение мелких и второстепенных объектов;

г) изображение важных объектов с преувеличением;

д) изменение способов изображения.

6. Составить заключение о достоинствах и недостатках генерализации.

Текстовая часть должна сопровождаться выкопировкой фрагментов обследуемых территорий с отмеченными на них различными проявлениями генерализации.

6. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ И АТЛАСОВ

6.1. Лабораторная работа №8

Изучение типов географических карт

Цель работы:

Научиться определять:

1) круг вопросов, которые можно решить по карте данного типа;

2) перечень исходных материалов для карты определенного подразделения.

Показать, что результат работы по составлению карты во многом зависит от понимания автором существа картографируемых явлений и логического мышления.

Теоретические вопросы, усвоение которых необходимо для выполнения задания:

Типы карт формируются по широте темы, методам научного исследования картографируемых явлений, степени обобщения, объективности и практической направленности картографической информации. Карты узкой тематики называются отраслевыми, а карты, дающие полную характеристику явлений, – общими. По методам научного исследования различают аналитические карты, показывающие обособленные стороны и свойства явлений и синтетические карты, дающие целостное представление о картографируемых явлениях. Также есть комплексные карты, показывающие совместно несколько свойств, каждое в своих показателях. Топографические карты – комплексные.

По степени обобщения карты могут составляться по определенным показателям на дату и по средним показателям на период.

По степени объективности карты делятся на:

1) документальные;

2) гипсометрические;

3) тенденциозные;

4) вымышленные;

5) инвентаризационные;

6)оценочные;

7) рекомендательные;

8) прогнозные.

Указания по выполнению задания:

Сгруппировать по типам карты атласа, с кратким обоснованием принадлежности каждой карты к определенному подразделению. Оформление задания можно выполнить в виде таблицы или текста.

6.2.Лабораторная работа №9

Анализ и оценка атласов

Цель работы:

Уметь оценивать атлас как единую систему карт, собранных по определенным признакам, проводить анализ как отдельных карт, так и согласованности тематических карт, не ограничиваться перечислением недостатков, а уметь выявлять причины, порождающие их.

Теоретические вопросы, усвоение которых необходимо для выполнения задания:

При анализе атласа необходимой является оценка его полноты и внутреннего единства. Поэтому он должен быть построен на сопоставлении карт и разделов. Атлас полон, когда он освещает согласно назначению все необходимые вопросы.

Анализ атласа в целом, анализ отдельных карт и сравнительный анализ карт и разделов атласа целесообразно проводить по этапам.

Указания по выполнению задания:

I. Общее ознакомление с атласом, в которое входит:

1) выписка выходных данных атласа и определение его назначения;

2) определение классификационных особенностей атласа;

3) установление структуры атласа и тематической полноты каждого раздела после изучения оглавления;

4) ознакомление с системой масштабов и проекцией и целесообразностью их выбора;

5) указание особенности компоновки карт, сопровождающих текстов, полиграфического исполнения.

В заключение 1 этапа можно дать предварительную оценку атласа.

II. Анализ карт атласа по отдельности, в результате которого должно быть определено место, значение и своеобразие каждой карты. Анализ карт должен сопровождаться их сопоставлением и проводиться по следующим признакам:

1) анализ математической основы;

2) анализ полноты содержания;

3) анализ достоверности;

4) анализ геометрической точности;

5) анализ современности карт;

6) оценка качества оформления карт;

7) анализ научной ценности.

III. Завершающий этап представляет собой сравнительный анализ, в результате которого дается окончательная оценка о внутреннем единстве, и полноте.