Мини-НПЗ с углубленной переработкой нефти, страница 7

Предлагается альтернативный вариант: строительство малотоннажных НПЗ, как комплексных установок глубокой переработки нефти для производства основных нефтепродуктов крупнотоннажного спроса. Такими нефтепродуктами в большинстве случаев являются автомобильные бензины, дизельные топлива, печные или котельные топлива, а также дорожные и строительные битумы. Высокая эффективность таких НПЗ должна быть заложена в создании безостаточной технологии переработки нефти. Для мини-НПЗ путь углубления переработки – безостаточная переработка мазута.[13-15]

Строительство в России региональных мини-нефтеперерабатывающих заводов обосновано многими положительными предпосылками и, в первую очередь, экономической необходимостью. Для удалённых регионов безусловно приоритетной проблемой является своевременное и стабильное снабжение автотракторной техники топливом и, в первую очередь, для дизельных двигателей.

Первоосновой в принятии решений о строительстве мини-НПЗ является решение о стабильных сырьевых поставках. В качестве сырья можно рассматривать нефти, газоконденсаты, мазуты. После решения вопроса о сырье необходимо выбрать приемлемую технологию его переработки. Для удалённых регионов технология глубокой переработки нефтяного сырья должна быть направлена помимо моторных топлив также и на производство дорожных и строительных битумов, что является весьма актуальным практически для любого региона России.

Оптимальная производительность (250-1000 тыс. т. нефти) региональных НПЗ определена исходя их окупаемости инвестиционных средств за 1-2 года. Разработан базовый проект технологий для переработки нефти и мазута.

Оптимизация глубины отбора на действующих НПЗ.

На действующих НПЗ методами модернизации существующих технологических процессов атмосферной перегонки, вакуумной перегонки, висбрекинга и термического крекинга можно довести глубину переработки нефти до 85-92%. Применяя аппаратурно-технологические решения процесса Термакат в сопряжении с действующими технологиями можно в каждом конкретном случае добиться значительных эффектов.

На АТ можно увеличить отбор светлых дистиллятов на 10-15%.

На вакуумной установке можно наладить выпуск битумов и на 12-16% увеличить выход газойлевых фракций.

Наибольшего эффекта можно достичь на установках висбрекинга или термического крекинга, перерабатывающих мазут. Из мазутов легких нефтей будет получено до 60-75% дистиллятных фракций. Так, из мазутов газоконденсатного происхождения (АГПЗ и СЗСК) выход дистиллятов доходит до 76%. Остаточные продукты квалифицируются как битумы дорожные жидкие. Из мазутов тяжелых и высокосернистых нефтей можно отобрать до 45-55% светлых дистиллятных фракций. Так, из арланских полугудронов выход светлых дистиллятных фракций квалифицируемых как печное топливо светлое составляет 50%, а выход битумов марки БНН - около 40%.

 Планируемая опытно-промышленная отработка технологии Термакат на НПЗ позволит дать более конкретную оценку возможностей увеличения глубины переработки нефти. Представляется, что 85% - вполне достижимый рубеж.

Экономическая целесообразность.

Минимальная стоимость малогабаритных (20-50 тыс. т. по сырью) «первичек», закупаемых по импорту, как правило, не менее 3 млн.$. Стоимость мини-НПЗ по технологии Термакат оценивается в 1,5-2 раза ниже, причем доходность от произведенной продукции в 2-2,5 раза выше.

При сравнениями с технологиями производящими дорожный битум, закупаемыми также по импорту (минимальная стоимость которых порядка 10-16 млн.$) – экономия валютных средств составит 60-70%, а окупаемость и доходность будут многократно выше.

Модернизация заводских технологий методами Термакат оценивается как самая эффективная, поскольку для НПЗ средней мощностью только 1% увеличения отбора светлых приносит дополнительной прибыли гораздо больше 100 млн. руб.

Технология всесторонне отработана на лабораторных и пилотных установках, прошла многократную экспертизу на международных конференциях, разработана в конструкторско- технологической документации и базовых проектах.